Астрофизики омолодили на 100 миллионов лет первые звезды во Вселенной

/
Собранные телескопом "Планк" данные по флуктуациям в уровнях реликтового излучения Вселенной, "эха" Большого Взрыва, помогли астрофизикам выяснить, что первые звезды Вселенной появились на 100 миллионов лет позже, чем мы привыкли считать.

МОСКВА, 6 фев – РИА Новости. Первые звезды Вселенной могли появиться на 100 миллионов лет позже, чем мы привыкли считать, к таким выводам пришли астрофизики после изучения данных по флуктуациям реликтового излучения Вселенной, "эха" Большого Взрыва, собранным при помощи европейского орбитального телескопа "Планк", говорится в серии статей, принятых к публикации журналом Astronomy & Astrophysics.

"Результаты наблюдений телескопа "Планка" показывают, что звезды могут на самом деле быть моложе, чем мы верили ранее, и это в принципе соответствует другим астрофизическим индикаторам. Данное открытие может нести за собой крайне далеко идущие последствия для наших попыток понять, что представляют собой "темные" компоненты Вселенной (темная материя и темная энергия)", — заявил итальянский астрофизик Карло Баччигалупи (Carlo Baccigalupi) из Международной школы передовых исследований SISSA в Триесте (Италия).

Сегодня ночью Европейское космическое агентство (ЕКА) опубликовало на своем сайте последнюю порцию данных, собранных телескопом "Планк" во время наблюдений за "эхом" Большого Взрыва с 2009 по 2012 года. Помимо анонсированных в начале этой неделе доказательств того, что арктическому телескопу BICEP2 так и не удалось найти гравитационные волны, ЕКА представило новые высококачественные карты реликтового излучения, а также раскрыло несколько удивительных открытий.

Самым громким из них, как считают самые ученые, станет то, что так называемая эпоха реионизации — период длиной в несколько сотен миллионов лет после Большого Взрыва, когда Вселенная постепенно становилась "прозрачной" и доступной для наблюдений — продлилась заметно дольше, чем считалось ранее.

По общепринятым сегодня оценкам, полученным при помощи американского зонда WMAP еще в 2002 году, "темные века" Вселенной, как называют этот период астрономы, продлились около 450 миллионов лет. Научная команда "Планка" попыталась уточнить эти оценки, пользуясь тем, что галактики и звезды заметным образом искривляют реликтовое микроволновое излучение, закручивая его в ту или иную сторону.

Эта особенность "эха" Большого Взрыва одновременно позволила ученым одновременно выяснить две вещи — понять, когда действительно закончилась эпоха реионизации, а также вычислить возраст первых звезд Вселенной.

Как выяснилось, реионизация завершилась заметно позже, чем считали астрофизики — через 550 миллионов лет после Большого Взрыва, что на 100 миллионов больше предыдущих оценок. Первые светила Вселенной возникли примерно в это же время. Ученые отмечают, что это неожиданный, но при этом положительный результат — если бы звезды впервые появились бы в более ранние эпохи, то их света было бы недостаточно для разогрева и ионизации облаков газа.

В качестве "бонуса" астрономы смогли обнаружить почти 1,5 тысячи скоплений самых ранних галактик, возникших в конце "темных веков" Вселенной. По расчетам участников научной группы, их масса в сто или даже тысячу раз была больше, чем у нашей Галактики, Млечного Пути.

Европейская космическая обсерватория "Планк" (Planck), работавшая в миллиметровом и субмиллиметровом диапазоне, была запущена в мае 2009 года. Ее главной задачей было просканировать всю небесную сферу в этом диапазоне и получить максимально полную картину реликтового излучения — "эха" Большого взрыва. Первый сеанс сканирования "Планк" закончил в июле 2010 года, однако полный анализ собранных им данных был закончен только во второй половине 2014 года.