slide

Ученые: жизнь в космосе ускоряет старение иммунной системы

Ученые работают в лаборатории
Французские иммунологи раскрыли негативное последствие продолжительной жизни в условиях невесомости или слабой силы притяжения — в таких условиях костный мозг, начинает преждевременно стареть, говорится в статье, опубликованной в FASEB Journal.

МОСКВА, 3 фев — РИА Новости. Французские иммунологи раскрыли крайне негативное последствие продолжительной жизни в условиях невесомости или слабой силы притяжения — в таких условиях костный мозг, производящий так называемые Б-лимфоциты, начинает преждевременно стареть, говорится в статье, опубликованной в FASEB Journal.

"Колонизация Марса и изучение еще более далеких уголков космоса будет, как кажется, чрезвычайно сложной задачей, для успешной реализации которой потребуется вклад от каждой научной дисциплины. Что касается биологов и медиков, теперь у нас появилась возможность изучать то, как отсутствие гравитации влияет на нашу иммунную систему, прямо на Земле. К счастью для нас, это не столь сложная для изучения тема, как квантовая физика", — прокомментировал исследование коллег Джеральд Вайсман (Gerald Weissmann), главный редактор журнала.

В последние годы медики и биологи, в России и за рубежом, активно изучают последствия длительного пребывания в космосе для организма человека. Большая часть таких исследований проводилась или на борту американских "шаттлов", или непосредственно на МКС, а также на борту ряда российских "биоспутников". Несмотря на ограниченность этих опытов, ученым удалось раскрыть целый ряд угроз для здоровья будущих марсианских колонистов или исследователей дальнего космоса.

Так, эксперименты на мушках-дрозофилах показали, что длительная жизнь в невесомости приводит к ослаблению врожденного иммунитета и делает насекомых уязвимыми для грибков, а также нарушает считываемость целого ряда генов. Более серьезную опасность для человека представляет космическая радиация — за время путешествия к Марсу человек, как продемонстрировали приборы марсохода Curiosity, наберет почти смертельную дозу радиации. Ну и самым заметным, но при этом относительно безобидным последствием от жизни в отсутствии гравитации является остеопороз и снижение массы костей.

Группа медиков под руководством Жан-Пола Фриппиа (Jean-Pol Frippiat) из университета Лотарингии в Меце (Франция) заинтересовалась тем, как остеопороз может сказываться на состоянии кроветворных клеток, обитающих внутри костного мозга. Так как у ученых не было возможности отправиться в космос, он придумали остроумный способ для имитации отсутствия притяжения на Земле.

По сути, ученые просто подвесили мышей над потолком клетки и наклонили их таким образом, что только передние лапы животного касались пола. Движение грызуна не было ничем не ограничено и животное могло свободно перемещаться, двигая "упряжку" по рейкам на потолке клетки. Через три недели после начала эксперимента биологи "приземлили" грызунов, взяли пробы костного мозга и изучили его состояние.

Результаты этого эксперимента оказались крайне наглядными и тревожными. Даже столь краткого пребывания в "космосе" хватило для того, чтобы костный мозг заметно изменился. По словам Фриппиа и его коллег, число клеток-"заготовок", превращающихся в Б-лимфоциты, уменьшилось в 5-10 раз, что обычно происходит только в глубокой старости. Таким образом, можно говорить о том, что жизнь в условиях невесомости и слабой гравитации приводит к преждевременному старению иммунной системы.

Пока медики не знают, как можно бороться с этим феноменом. Тем не менее, они подчеркивают, что данная проблема не является непреодолимой, и попытаются в ближайшем времени решить ее при помощи лекарств, которые стимулируют размножение таких клеток и их превращение в лимфоциты.

• При существующих технологиях космических полетов люди врядли смогут оторваться от Земли на значительные расстояния и долго жить в космосе