Ученые: наша Галактика может являться гигантской "кротовой норой" - РИА Новости, 23.01.2015

Ученые: наша Галактика может являться гигантской "кротовой норой"

© Фото : Davide and Paolo SalucciТак художник представил себе две "кротовые норы", существующие на окраинах галактик
Так художник представил себе две кротовые норы, существующие на окраинах галактик
Итальянские астрофизики выдвинули смелую гипотезу о сущности нашей Галактики — по их мнению, Млечный Путь может находиться или представлять собой гигантский тоннель в пространстве-времени, или "кротовую нору" на языке научной фантастики, говорится в статье, опубликованной в журнале Annals of Physics.

МОСКВА, 22 янв — РИА Новости. Итальянские астрофизики выдвинули смелую гипотезу о сущности нашей Галактики — по их мнению, Млечный Путь может находиться или представлять собой гигантский тоннель в пространстве-времени, или "кротовую нору" на языке научной фантастики, говорится в статье, опубликованной в журнале Annals of Physics.

"Конечно, мы не заявляем, что наша Галактика является 100% "кротовой норой", а просто говорим о том, что, если следовать теоретическим выкладкам, такая гипотеза является вполне возможной с физической точки зрения. Можно ли проверить ее экспериментально? В принципе, это можно сделать, если сравнить две галактики: нашу, и какую-нибудь поблизости — к примеру, Магелланово облако. Однако технической возможности осуществить эту идею пока нет и она появится только в далеком будущем", — заявил Паоло Селуччи (Paolo Selucci) из Международной школы передовых исследований SISSA в Триесте (Италия).

Селуччи и его коллеги сформулировали столь громкое предположение и решились озвучить его по той причине, что оно помогает объяснить то, как распределена темная материя на окраинах нашей Галактики и как она может влиять на устройство Млечного пути и Вселенной в целом.

Как объясняют ученые, "кротовые норы" не являются исключительно плодом воображения писателей-фантастов и режиссеров научно-фантастических фильмов — возможность их существования была неоднократно доказана физическими расчетами.

Для того, чтобы такой тоннель в структуре пространства-времени мог существовать, необходима некая экзотическая форма материи, которая обладала бы отрицательной плотностью энергии. Пока физикам не только не удалось найти примеров такой материи в обозримой Вселенной, но и даже понять, в каких условиях она может существовать, из-за чего "кротовые норы" пока остаются предметом споров среди теоретиков.

Авторы статьи предположили, что на окраинах Галактики, в районе так называемого гало — узкого кольца-"бублика" из темной материи, окружающего Млечный Путь. Высокая плотность и другие необычные свойства темной материи, вкупе с большой скоростью вращения гало, могут порождать такие условия, в которых материя с отрицательной плотностью энергии могла бы существовать на внешней кромке кольца из темной материи.

По расчетам авторов статьи, "благоприятные" условия для существования "кротовой норы" сохраняются как при ее небольших размерах, так и в тех случаях, когда ее радиус был бы таким же, как у самого гало, то есть был бы больше, чем сам Млечный путь. Физики считают, что темная материя может предоставлять достаточное количество энергии на подержание таких искривлений пространства-времени, что дает надежду на их обнаружение во Вселенной.

Другие ученые встретили выкладки Селуччи и его коллег с большим скепсисом. Астрофизик Кэйти Мэк (Katie Mack) из университета Мельбурна (Австралия) в своем твиттере указала на "отсутствие физики" в статье и склонность авторов к нездоровому сенсационализму. В свою очередь, физик Роберт Макнис (Robert McNees) из университета Лойолы в Чикаго (США) пишет, что авторы делают очень много допущений и узко трактуют некоторые наблюдаемые феномены, подгоняя их под свои выкладки.