slide

Незнакомцы оказались главными "врагами" эмпатии, выяснили ученые

Социальное поведение мышей и их способность к сопереживанию мало в чем отличается от подобных качеств человека, считает Джеффри Могил
Ученый Джеффри Могил и его коллеги открыли этот феномен во время экспериментов на грызунах, в ходе которых ученые пытались оценить, способны ли грызуны сопереживать своим сородичам в тех случаях, когда они испытывают боль или находятся в опасной для их жизни или просто в неприятной ситуации.

МОСКВА, 15 янв — РИА Новости. Склонность человека и других животных к сопереживанию и помощи себе подобным напрямую зависит от того, насколько сильно они испытывают дискомфорт и стресс от присутствия незнакомцев в непосредственной близости от них, выяснили американские нейрофизиологи, опубликовавшие свои выводы в статье в журнале Current Biology.

"Мы раскрыли то, что в некотором смысле можно называть главным секретом эмпатии. Если говорить иными словами, мы нашли то, что часто мешает сопереживанию и сочувствию возникать при контактах между двумя незнакомцами. Эта тайна очень проста: эмпатии мешает стресс, и в особенности — социальный дискомфорт от того, что в их непосредственной близости находятся незнакомые им люди", — заявил ведущий автор статьи Джеффри Могил из университета Макгилла в Монреале (Канада).

Могил и его коллеги открыли этот феномен во время экспериментов на грызунах, в ходе которых ученые пытались оценить, способны ли грызуны сопереживать своим сородичам в тех случаях, когда они испытывают боль или находятся в опасной для их жизни или просто в неприятной ситуации. Часть экспериментов проводилась на мышах, живших в одной клетке достаточно долгое время, а остальные опыты проходили с участием недавно закупленных и не знакомых друг другу животных.

Наблюдая за реакцией грызунов на то, что один из их сородичей испытывал боль, биологи заметили необычную вещь: мыши проявляли гораздо больше признаков беспокойства и часто испытывали некое подобие боли в тех случаях, когда они были хорошо знакомы друг другу. Подобный результат опытов одновременно подтвердил то, что грызуны действительно могут сочувствовать друг другу, а также натолкнул Могила и его соратников на мысль, что эмпатия может быть каким-то образом связана с социальной стороной жизни.

Как и в случае с человеком, стресс является главным последствием от встречи и близкого контакта с чужаками для мышей. Руководствуясь этой идеей, авторы статьи проверили, как изменится поведение мыши, наблюдающей за страданиями незнакомой ей особи, если ее предварительно накормить лекарством, подавляющим эмоции. Подозрения биологов оправдались — после такой процедуры мыши начали сопереживать незнакомцам и испытывать боль вместе с ними, ставя себя на место жертвы.

Обнаружив столь необычный феномен среди мышей, Могил и его коллеги решили проверить, можно ли заставить человека сопереживать незнакомцам аналогичным образом. Они пригласили нескольких аспирантов из университета принять участие в эксперименте на "чувствительность к боли" или в "проверке нового анальгетика", и попросили часть из них привести с собой друга или подругу.

Во время эксперимента они просили добровольцев, или же их друзей или "ассистентов" (других участников опытов, которые не были знакомы аспирантам), погрузить руку в ведро с ледяной водой на 30 секунд на глазах у второго человека. После каждого такого "сеанса боли" ученые просили жертв и наблюдавших за ними людей заполнить анкеты и описать то, насколько сильную боль испытывали они сами или их партнер.

Результаты этого эксперимента были, по сути, полностью идентичными тому, что происходило с крысами, за одним небольшим исключением. В нескольких случаях ученые задерживали начало опытов на 15 минут и предлагали парам незнакомым друг другу аспирантов провести это время, играя в "Rock Band" на лабораторной приставке. Этого, как заявляют нейрофизиологи, было достаточно для того, чтобы добиться проявления эмпатии среди незнакомцев.

"Нас крайне удивило и заинтриговало то, что это феномен существует и примерно одинаково действует и на мышей, и на человека. В первую очередь, он подтверждает то, что среди мышей могут возникать более сложные социальные феномены, чем принято считать. И во-вторых, его существование позволяет говорить о том, что многие социальные явления в человеческой жизни устроены гораздо проще, чем мы думаем. У меня все чаще возникают такие мысли во время опытов в моей лаборатории, и если говорить о социальном поведении, «мышь тоже может быть человеком", — заключает Могил.