В Германии построили самый большой в мире термоядерный стелларатор

Модель изолированного атома
В городе Грайфсвальде на северо-востоке Германии завершено строительство экспериментального термоядерного реактора-стелларатора Wendelstein 7-X – самого большого в своем классе.

МОСКВА, 21 мая — РИА Новости. На торжественной церемонии открытия экспериментального реактора Wendelstein 7-X присутствовали еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер (Günther Oettinger) и федеральный министр образования и научных исследований ФРГ Йоханна Ванка (Johanna Wanka) – сообщает Kieler Nachrichten со ссылкой на агентство dpa.

Строительство реактора велось с 2005 года. Одной из основных целей проекта, стоимость которого составила более миллиарда евро, является проверка на эффективность стеллараторов – особой конфигурации реакторов для управляемого термоядерного синтеза.

Газодинамическая ловушка, Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН
Физики впервые разогрели плазму в открытой ловушке до 4,5 млн градусов

В настоящее время ученые всерьез рассматривают два типа термоядерных реакторов – изобретенный в СССР токамак и американский стелларатор. По принципу работы они близки: высокотемпературная плазма, в которой осуществляются реакции, схожие с теми, что протекают в звездах, удерживается не стенками камеры (поскольку не существует материала, который способен ее сдержать), а магнитным полем. Но если в токамаке этот эффект достигается за счет тока, который возникает за счет пропускания тока через плазму и тороидальной формы камеры, на которых намотаны катушки, то стелларатор целиком зависит от внешних катушек и имеет вид "мятого бублика".

Механизм токамака рассматривается как наиболее перспективный, и именно он используется проектом "Международный экспериментальный термоядерный реактор" (ITER), который в настоящее время строится во Франции при участии ученых из России, ЕС, США, Китая и других стран. Однако продолжаются и исследования стеллараторов.

В Институте плазменной физики им. Макса Планка (Max-Planck-Institut für Plasmaphysik IPP), занимавшемся разработкой Wendelstein 7-X, намерены получить первую плазму уже в 2015 году. Реактор представляет собой 70 сверхпроводящих катушек общим весом более 725 тонн, которые будут создавать магнитное поле, достаточное, чтобы удержать плазму с температурой в 100 миллионов градусов Цельсия.

Ученые рассчитывают, что на реакторе удастся поставить новый рекорд по удержанию плазмы – 30 минут. В настоящее время рекорд удержания плазмы для токамаков – 30 секунд, он был поставлен в 2013 году в Китае. В случае успеха эксперимента в Грайфсвальде в будущем построят стелларатор, на котором удастся организовать коммерчески выгодное производство электроэнергии.

Технология управляемого термоядерного синтеза предлагает человечеству неиссякаемый и достаточно безопасный источник энергии, работающий буквально на воде. Однако, несмотря на то, что первые экспериментальные термоядерные реакторы начали строить еще в 1950-х годах, прогнозируется, что в ближайшие 50 лет вряд ли с их помощью начнется промышленное производство электроэнергии.

• Я бы предложил основать базу на меркурии в холодных зонах, построить электростанции нагревающиеся в горячих областях с максимальной температурой, атмосферы почти нет ....можно вывести энергию системой мощных лазеров , крайне дорогой проект , + проблема с потерями при передаче вопрос как через земную атмосферу - нужен грузовой лифт с вакуумным каналом
    но в солнечной системе уже есть халявный термояд
    22.05.2014
  • Безопасными такие электростанции быть не могут. Безопасных источников энергии вряд ли удастся найти. Если хотя бы одна из катушек хоть одного электромагнита окажется внезапно обесточенной, то тогда плазму бросит на корпус, корпус прожгёт. И раскалённая радиоактивная струя, излучая частицы очень высокой энергии, вылетит в атмосферу.
    21.05.2014
    но в солнечной системе уже есть халявный термояд
  • Константин Воронин,
    А с чего там должна быть радиоактивная струя? Да и частицы "очень высокой энергии" откуда? Из водорода-2 (он же дейтерий, не радиоактивного) и водорода-3 (тритий, бета-радиоактивный материал т.е. от него защищаться сравнительно легко) получается гелий-4 (тоже не радиоактивный). Нейтронное излучение возникающее при синтезе, тоже особо не распространяется. Наведенных изотопов в газовой фазе на порядки меньше, чем в обычном реакторе. А если еще и прикинуть массы реагируемых водородов, то и говорить не о чем.
    Так что, в упор не вижу Ваших страшилок...