slide

Ученые "поселили" метеорит, упавший 13 тыс лет назад, в Канаде

Человек и климат внесли равный “вклад” в вымирание мегафауны ледникового периода
Американские ученые заявляют, что нашли новые свидетельства падения небесного тела, которое могло стать причиной глобального похолодания около 13 тысяч лет назад. Резкие изменения климата, как считается, привели, например, к полному вымиранию мегафауны Северной Америки - мастодонтов, саблезубых кошек.

МОСКВА, 2 сен — РИА Новости. Американские ученые заявляют, что нашли новые свидетельства падения небесного тела, которое могло стать причиной последнего глобального похолодания около 13 тысяч лет назад — по их мнению, "виновник" ледникового периода упал в районе нынешней канадской провинции Квебек. Статья ученых опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Отложения гипса и ангидрита в Техасе
Сернокислые соли в океане управляли колебаниями климата Земли
Последнее похолодание и последовавшее за ним наступление ледников на Земле произошло примерно 12,9 тысячи лет назад, этот промежуток в истории нашей планеты известен как младший, или поздний, дриас. Резкие изменения климата, как считается, привели, например, к полному вымиранию мегафауны Северной Америки — мастодонтов, гигантских ленивцев-мегатериев, саблезубых кошек и других видов.

Кроме того, по некоторым версиям, именно похолодание в поздний дриас и вызванные ими сдвиги в экосистемах могли подтолкнуть древних людей к собирательству и в конечном итоге стимулировали становление сельского хозяйства.

Амазония. Архив
Ученые: вымирание мегафауны в Южной Америке лишило Амазонию удобрений
Разыскивается метеорит

Из-за того, что дриасовое похолодание случилось очень быстро, многие ученые считают, что его причиной могло быть падение крупного метеорита или обломков кометы. Однако однозначно доказать это и тем более указать на примерное место падения такого объекта долгое время не удавалось.

Первую попытку предъявить материальные свидетельства "метеоритной" природы похолодания сделала группа под руководством Ричарда Файерстоуна из Национальной лаборатории имени Лоуренса в Беркли. В 2007 году ученые заявили, что нашли в пробах осадочных отложений сразу в нескольких местах в Северной Америке и Европе аномально высокие концентрации иридия, титана и микроскопических шариков горных пород, которые формируются только при очень высоких температурах — таких, какие бывают, например, при столкновении астероида с Землей.

Почти сразу же после публикации статьи другие ученые бросились искать слабые места в построениях группы Файерстоуна, а в апреле 2013 года одной группе удалось доказать, что такие однозначные выводы, скорее всего, были сделаны в результате методологических ошибок — почти такие же "улики" обнаружились в отложениях в других местах и совершенно других геологических эпох и вполне могли попасть туда по естественным причинам.

Вместе с тем, полностью "метеоритную" гипотезу никто не отверг. Группа Файерстоуна с тех пор опубликовала еще как минимум две статьи, поддерживающие изначальное предположение: к самой свежей из них, опубликованной в мае 2013 года, число площадок, где были найдены следы метеоритного воздействия, выросло до 18, от Северной Америки до Германии и Венесуэлы, а оценка общего количества микрошариков в них — до 10 миллионов тонн.

В эту же копилку свидетельств можно положить исследование начала 2012 года, в котором группа американских геологов заявила, что химические "следы" падения крупного объекта нашлись в осадочных породах на дне озера Куицео в центральной части Мексики. Ученые предъявили в качестве доказательств залежи наноалмазов и россыпи тех же микрошариков, которые, по их мнению, могли образоваться только в результате падения на Землю метеорита.

Сумчатые бегемоты-дипротодоны
Грибок-копрофаг подтвердил вину людей в вымирании мегафауны Австралии
Куда он попал

Теперь Мукул Шарма из Дартмутского колледжа и его коллеги заявляют, что не только нашли свидетельства того, что похолодание вызвало падение небесного тела, но и могут указать, где это произошло — где-то на территории современной канадской провинции Квебек.

Ученые решили проверить "метеоритное" происхождение пресловутых микрошариков-сферул, оценив количество и соотношение долей изотопов для осмия — другого металла платиновой группы, который тоже считается подходящим для этой цели индикатором. Перепроверив образцы породы из пяти участков в США и Бельгии, исследователи нашли лишь один, который можно было назвать достаточно "метеоритным" — из американского штата Пенсильвания.

Геохимический анализ связал этот образец с территорией, которая сейчас называется Квебеком. Интересно, что в предполагаемом районе падения небесного тела в заливе Святого Лаврентия действительно есть четырехкилометровый кратер Короссол, но минералогические и геохимические данные группы Шармы исключают, что это "тот самый" след от столкновения.

В оригинальной идее Ричарда Файерстоуна предполагались "одно или несколько событий", то есть, возможно, Земля подверглась небольшой космической бомбардировке, которая и запустила похолодание. Шарма и его коллеги пишут, что, в конечном итоге, их результаты согласуются с этой гипотезой.

"Мы впервые очертили границы региона, где в период позднего дриаса действительно было падение крупного объекта, хотя кратер мы пока не нашли… Вполне вероятно, что для того, чтобы запустить масштабные изменения того периода, потребовалось несколько близких по времени событий такого рода, но пока не найдено никаких кратеров — наше исследование поможет обнаружить хотя бы один", — сказал Шарма, чьи слова приводит пресс-служба колледжа.

• т.е нам всего по сути как людям разумным всего 12 тыс . лет? это миг на фоне вселенной, страшно подумать какой гигантский скачек мы сделаем за следующие 2,3 тыс. лет.
    09.09.2013