Кактусы научили физиков эффективно очищать воду от микрокапель нефти - РИА Новости, 15.11.2019

Кактусы научили физиков эффективно очищать воду от микрокапель нефти

Как объясняют ученые, кактусы обладают уникальной способностью - их иглы умеют "ловить" микрокапли воды в воздухе и транспортировать их к поверхности "листа" растения.

МОСКВА, 7 авг — РИА Новости. Китайские физики разработали новый метод очистки воды от нефти, ее производных и другой органики, используя в качестве примера и источника вдохновения иглы кактусов, способные "высасывать" микрокапли воды из сухого воздуха пустынь, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Ликвидация разливов нефти в море после аварий на платформах или крушений танкеров является крайне трудоемким и дорогостоящим мероприятием. Как правило, для этого используются различные химикаты и бактерии, однако часть пятен, особенно на берегах, приходится ликвидировать вручную. Значительная часть нефти остается в морях и океанах в виде микрокапель, которые почти невозможно удалить из воды.

Лэй Цзян (Lei Jiang) из Института химии Китайской академии наук в Пекине и его коллеги научились извлекать эти капли из воды, изучив структуру игл кактуса. Как объясняют ученые, кактусы обладают уникальной способностью — их иглы умеют "ловить" микрокапли воды в воздухе и транспортировать их к поверхности "листа" растения.

Вдохновленные этой идеей, физики изготовили несколько искусственных "кактусов", иглы которых представляли собой заточенные кусочки двух материалов — меди и полимера PDMS. И в том и в другом случае "кактусы" исправно собирали капли нефти, однако полимерные иглы значительно проще изготовлять, чем медные. При этом, рельеф поверхности игл играл важное значение — нефть путешествовала к основанию "кактуса" быстрее, если игры были "шершавыми", а не гладкими.

Убедившись в реалистичности этой идеи, ученые создали экспериментальный очиститель воды на основе игл из PDMS. Данный аппарат, по их словам, успешно очистил воду от капель нефти и других маслянистых органических веществ, достигнув рекордной эффективности в 98,9% очистки. По словам физиков, дешевизна подобных "кактусов" и их эффективность позволит использовать их для очистки воды в прибрежных районах мирового океана в ближайшем будущем.