Ученые выяснили, как ветки растений "чувствуют" направление гравитации - РИА Новости, 25.07.2013

Ученые выяснили, как ветки растений "чувствуют" направление гравитации

© Roychoudhry et al. / Current BiologyРастение в нормальных условиях и при “отключенной” гравитации
Растение в нормальных условиях и при “отключенной” гравитации
Для этого биологи из университета Лидса изучили работу особых клеток-статоцитов в побегах арабидопсиса (Arabidopsis thaliana).

МОСКВА, 25 июл — РИА Новости. Британские биологи обнаружили, что боковые ветки растут под определенным углом к поверхности Земли благодаря двум типам клеток-"гравиметров", часть которых растет "вниз" вместе с притяжением Земли, а другая — "вверх", говорится в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

"Этот эффект можно сравнить с тем, как механик управляет поворотом танка. Когда танку нужно повернуть в одну сторону, гусеница на противоположной стороне ускоряется. В нашем случае в их роли выступают разные стороны ветки и скорость их роста, что позволяет растению гибко регулировать угол ее наклона", — заявил Штефан Кепински (Stefan Kepinski) из университета Лидса (Великобритания).

Кепински и его коллеги смогли объяснить, почему ветки растений всегда растут под определенным углом по отношению к вектору притяжения Земли. Для этого они изучили работу особых клеток-статоцитов в побегах арабидопсиса (Arabidopsis thaliana). Эти клетки являются своеобразными "гравиметрами", точная функция которых оставалась неизвестной до этого исследования.

Авторы статьи выяснили, что ветки растений содержат в себе сразу два разных типа таких клеток, воспользовавшись особым прибором — клиностатом. Он медленно вращает растение и нейтрализует так называемый гравитропизм — стремление расти вдоль вектора притяжения Земли. Во время эксперимента ученые следили за изменениями в активности статоцитов и тем, как они вырабатывали оксин, гормон роста растений.

Оказалось, что не все статоциты перестали работать внутри клиностата. Небольшая часть из них продолжала вырабатывать оксин, и все такие клетки находились в нижней части побегов арабидопсиса. По словам исследователей, именно это заставляет ветви растений загибаться вниз при росте в клиностате, что замечали еще ботаники в конце 19 века. Как полагают Кепински и его коллеги, открытый ими механизм может помочь вывести культуры с разветвленной корневой системой и кроной, способные извлекать максимум из почвы и света.