Гейм и Новоселов поймали квантовую "бабочку" внутри листа графена

Бабочка-монарх на фоне листов графена и нитрида бора, в которых живет ее квантовая “кузина”
При появлении переменного магнитного поля электроны в "плоском" листе материи начнут двигаться по особым орбитам, чья совокупность похожа на крылья бабочки. Андрей Гейм и его коллеги впервые смогли "сфотографировать" эту бабочку.

МОСКВА, 15 мая — РИА Новости. Российско-британские физики Андрей Гейм и Константин Новоселов экспериментально зафиксировали существование внутри графена так называемой квантовой "бабочки" — особой структуры, возникающей в двухмерном листе материи в переменном магнитном поле, говорится в статьях, опубликованных в журнале Nature.

Квантовая "бабочка" была впервые описана американским физиком Дугласом Хофштадтером в 1976 году. По его расчетам, при появлении переменного магнитного поля электроны в "плоском" листе материи начнут двигаться по особым орбитам, чья совокупность похожа на крылья бабочки. По своей природе бабочка Хофштадтера представляет собой фрактал, являя собой редкий пример подобных структур в физике.

Андрей Гейм из университета Манчестера (Великобритания) и его коллеги впервые смогли "сфотографировать" эту бабочку в реальном мире, проследив за изменением свойств электронов в двумерном листе графена. Для этого ученые склеили лист графена с пластиной из нитрида бора, что позволило им воссоздать условия, необходимые для воспроизведения эффекта бабочки. Затем они охладили его до температур, превышающих абсолютный ноль на несколько долей градуса, и поместили его в поле сверхмощного магнита.

Физики подключили к образцам электроды и проследили за тем, как менялась их электропроводность. Это позволило им подтвердить, что "бабочка" в графене действительно существует и представляет собой фрактал. К аналогичным выводам пришли авторы второй статьи, Филип Ким (Philip Kim) из университета Колумбии в Нью-Йорке (США) и его коллеги, экспериментировавшие с "двойными" листами графена.

"Возможность подтвердить теоретическое предсказание 40-летней давности, которое было основой всех наших представлений о физике 1D и 2D-систем, стала для нас захватывающим предприятием. То, что мы смогли подтвердить фрактальную структуру "бабочки", открывает дорогу для новых исследований в физике взаимодействия атомов", — заключает Кори Дин (Cory Dean) из Городского колледжа Нью-Йорка (США).

• Скажите мне, уважаемая редакция, вы хотя бы знайте какая температура у абсолютного нуля? Просто периодически некоторые журналисты понижают температуры даже ниже абсолютного нуля (-273 градуса цельсия). Как у наших ребят это получается никто не знает, но народу то вы это рассказывается, а народ то верит, народ то потом ссылается на уважаемые источники в виде ваших журналистских статей. И, прежде чем писать такие статьи, поинтересуйтесь точностью в градусах и других точных данных, и напишите это. У меня вот например сомнения, что графен охладили до - 272 градусов цельсия. Дайте пожалуйста оригинальные данные.
    16.05.2013