Дикие опылители оказались важнее пчел для агрикультуры - ученые - РИА Новости, 01.03.2013

Дикие опылители оказались важнее пчел для агрикультуры - ученые

По словам исследователей, подобные выводы говорят о необходимости защиты диких опылителей, популяции которых сегодня находятся под угрозой вымирания.

МОСКВА, 28 фев — РИА Новости. Дальнейшее сокращение численности шмелей, бабочек и других диких опылителей может привести к значительному уменьшению урожайности злаков и прочих сельскохозяйственных культур, так как домашние пчелы опыляют лишь небольшую часть современных полей, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Наша работа показала, что плодовитость фруктовых деревьев и ростков овощей, в том числе помидоров, кофе и арбузов, сильно ограничена из-за того, что их цветы недостаточно хорошо опыляются. Мы выяснили, что высадка "десанта" из пчел не решает этой проблемы, тогда как дикие опылители успешно справлялись с этой задачей", — заявил Лоуренс Хардер (Lawrence Harder) из университета города Калгари (Канада).

Хардер и его коллеги пришли к такому выводу, объединив данные наблюдений за состоянием шести сотен полей, расположенных на всех континентах мира, кроме Антарктиды. В каждом случае ученые отслеживали, какие растения посещали пчелы и их дикие "конкуренты", измеряли количество переносимой пыльцы и подсчитывали число успешных опылений для каждого вида насекомых.

Оказалось, что пчелы были менее эффективными опылителями, чем другие членистоногие. Так, опыленные ими растения производили меньше плодов, а искусственное повышение численности пчел приводило лишь к 14% росту урожая. Для сравнения, аналогичный рост популяций диких опылителей был в два раза эффективнее — число плодов увеличивалось на 27-28%. По словам Хардера и его коллег, данная картина наблюдалась во всех странах, в которых биологи проводили свои наблюдения.

По словам исследователей, подобные выводы говорят о необходимости защиты диких опылителей, популяции которых сегодня находятся под угрозой вымирания. В частности, ученые предлагают ограничить применение инсектицидов, которые зачастую уничтожают не только вредителей, но и опылителей. Кроме того, биологи считают необходимым разработать стратегии по привлечению диких опылителей на сельскохозяйственные поля, так как пчелы не способны самостоятельно справиться с их опылением.