МОСКВА, 3 мая - РИА Новости. Нынешняя ситуация, когда российские "Союзы" оказались единственным средством доставки экипажей на МКС, является очень рискованной, поэтому Роскосмос надеется на успех разрабатываемых другими агентствами программ, которые могли бы дополнить российские корабли, заявил начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.
"Я вам честно скажу, сейчас для меня не самое лучшее время - я живу со всем грузом ответственности за доставку экипажей на МКС, который лежит на нас (РФ - ред.). Иметь только одну систему обеспечения функционирования станции очень-очень рискованно, поэтому я желаю всяческих успехов НАСА или любому другому партнеру по МКС, который захочет дополнить существующие пилотируемые корабли", - сказал Краснов на симпозиуме партнеров по Международной космической станции, который открылся в среду в Берлине.
Ранее запуск пилотируемого "Союза ТМА-04М" с экипажем новой экспедиции на МКС переносился с 30 марта на 15 мая из-за инцидента во время испытаний корабля. Глава Роскосмоса Владимир Поповкин заявлял, что резервные корабли для экстренной доставки на Международную космическую станцию космонавтов или грузов будут готовы к концу будущего года.
Краснов подчеркнул, что иметь как минимум одну "запасную" возможность доставки на станцию грузов и экипажей крайне важно, однако, например, пять и более систем представляются, скорее, "розовой мечтой" космической отрасли.
Российские корабли "Союз" после завершения программы полетов шаттлов в США остаются единственным средством доставки экипажей на МКС. Именно "Союзы" будут возить астронавтов НАСА и агентств-партнеров на МКС и возвращать их обратно на Землю по крайней мере до 2016 года. Соответствующее дополнение к контракту подписали ранее Роскосмос и НАСА.
В начале февраля НАСА открыло третью фазу конкурсного отбора коммерческих компаний, разрабатывающих пилотируемые космические корабли для доставки астронавтов на МКС. В рамках отбора предполагается выделить несколько грантов в размере от 300 до 500 миллионов долларов.
В рамках новой программы Commercial Crew Integrated Capability (CCIC) разработчики кораблей для доставки астронавтов на околоземную орбиту и, в частности, для полетов на МКС должны будут представить план действий на 21 месяц - от момента выделения гранта до мая 2014 года. За это время нужно представить полностью готовые к работе пилотируемый корабль, ракету-носитель, а также пусковой комплекс и систему управления полетом на земле. Кроме того, НАСА хочет видеть и приблизительный план дальнейших действий, кульминацией которого станет демонстрационный пилотируемый полет на околоземную орбиту.
Частные пилотируемые космические корабли уже разрабатываются победителями первых двух фаз отбора в рамках программы Commercial Crew Development, стартовавшей в 2010 году. За это время компании-разработчики получили в общей сложности более 300 миллионов долларов. Победителями второго раунда отборов стали компании Blue Origin, Sierra Nevada Corporation, SpaceX и Boeing.