МОСКВА, 10 апр - РИА Новости. Состав российской научной аппаратуры для орбитального аппарата Trace Gas Orbiter, который планируется отправить к Марсу в рамках проекта "ЭкзоМарс" в 2016 году, уже определен, сообщил во вторник директор Института космических исследований (ИКИ) РАН Лев Зеленый.
Глава Роскосмоса Владимир Поповкин и директор Европейского космического агентства (ЕКА) Жан-Жак Дорден на прошлой неделе в Москве договорились совместно осуществлять проект по исследованию Марса "ЭкзоМарс".
"На аппарате будет стоять несколько приборов, в том числе, два российских. Это уже точно определено, мы уже обсуждаем с европейскими коллегами, где дырки сверлить для болтов, чтобы крепить эти приборы", - сказал Зеленый на пресс-конференции в РИА Новости.
Заместитель директора ИКИ Олег Кораблев пояснил, что на борту орбитального аппарата будет установлен, в частности, бельгийский спектрометр для атмосферных газов, а также цветная стереокамера высокого разрешения для выбора места посадки, которую будут делать швейцарские специалисты.
Российская "доля" будет состоять из прибора ФРЕНД - это коллимированный нейтронный детектор, который является "наследником" подобных российских приборов, уже работающих на зонде "Марс-Одиссей" (ХЕНД) и лунном аппарате LRO (ЛЕНД).
"Его цель - более детальная разведка подпочвенной воды, нежели это делал прибор ХЕНД. Здесь, если говорить о готовности этого прибора, используется задел по американскому аппарату LRO. Он позволит в десять увеличить разрешение на поверхности (по сравнению с ХЕНДом)", - сказал Кораблев.
Кроме того на борту орбитального аппарата будет поставлен комплекс атмосферной химии, отдельные компоненты которого использовались на "Фобос-Грунте".
"Приборный комплекс атмосферной химии собран из трех различных приборов, взятых из различных проектов, высокой степени проработки, два из них были изготовлены для "Фобоса". Один из них предназначен для мониторинга климата, второй предназначен для очень чувствительного исследования атмосферных газов, третий канал - это аналог прибора "Русалка" (который сейчас работает на МКС)", - сказал Кораблев.
Прибор для исследования малых газовых составляющих будет изучать присутствие метана в атмосфере Марса, а также искать следы вулканических сернистых газов.
"На Марсе есть щитовые вулканы, и есть достаточно молодые кальдеры, которым всего лишь миллионы лет. Поэтому есть надежда обнаружить следы сернистых вулканических газов", - добавил Кораблев.
По его словам, в отличие от земного аналога, марсианская "Русалка" будет изучать не парниковые газы, а свечение кислорода в атмосфере.
На посадочном модуле российские специалисты предложили установить радиоизотопный источник энергии. Изначально его предполагалось сделать демонстрационной платформой для отработки технологии посадки.
"Но он (радиоизотопоный источник) сделает этот аппарат не такой игрушкой, а делает его серьезным посадочным аппаратом, где можно ставить приборы для метеорологических измерений, для исследования климата Марса. Переговоры о том, что мы могли бы еще поставить на этот аппарат, пока не закончены", - сказал Зеленый.
Он добавил, что существует примерный список приборов для посадочного аппарата, который планируется отправить в 2018 году.
"ЭкзоМарс" должен был стать совместным проектом НАСА и ЕКА и первоначально предполагал отправку в 2016 году орбитального зонда для исследования Марса и высадку на его поверхность посадочного модуля, а в 2018 году - отправку марсохода. Однако НАСА из-за недостатка финансирования заявило, что сокращает свое участие в проекте. В частности, американцы сообщили, что не предоставят свой носитель "Атлас" для запуска. Ученые связывают выход НАСА из программы с ростом расходов на космический телескоп "Джеймс Вебб" (James Webb Space Telescope - JWST), который должен стать наследником "Хаббла".
После этого европейцы обратились к России с просьбой предоставить носитель. В свою очередь российская сторона заявила, что хотела бы полноправного участия в проекте.
К настоящему моменту руководители Роскосмоса и ЕКА уже подписали протокол о намерениях по совместной реализации проекта.