Астрономы проследили за круговоротом водорода в далеких галактиках - РИА Новости, 14.03.2012

Астрономы проследили за круговоротом водорода в далеких галактиках

© NASAГалактика Андромеда
Галактика Андромеда

МОСКВА, 14 мар - РИА Новости. Американские астрономы проследили за движением потоков газа в окрестностях далеких галактик и тем самым подтвердили, что большая часть вылетающих из них облаков водорода возвращается обратно и участвует в процессах звездообразования, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal Letters.

Формирование звезд требует постоянного пополнения "запасов" молекулярных облаков водорода из внешних источников, без которых звезды постепенно угаснут, исчерпав запасы звездного "горючего". В августе 2011 года американские астрофизики выдвинули теорию, согласно которой новые светила регулярно появляются в галактиках благодаря так называемым "галактическим фонтанам" - гигантским потокам газа, которые выбрасываются из "звездных мегаполисов" и падают на них обратно под воздействием притяжения галактик.

Группа астрономов под руководством Кейт Рубин (Kate Rubin) из Института астрономии Общества Макса Планка в Гейдельберге (Германия) обнаружила и изучила этот феномен на практике, проследив за множеством галактик при помощи телескопа Keck I в составе гавайской обсерватории Кека.

Рубин и ее коллеги изучили окрестности около сотни далеких галактик, удаленных от нас на расстояние от 5 до 8 миллиардов световых лет. В шести из них ученые обнаружили потоки газа, возвращающиеся обратно в родительские галактики.

Убедившись в существовании таких потоков, исследователи попытались оценить скорость движения и объем "переработанного" газа. По расчетам ученых, скорость падения газа - около 90 километров в секунду - совпадает с тем, что предсказывает теория "галактических фонтанов". Объем поступающего газа в среднем соответствует тому, который по этой теории получают галактики средних размеров - около 0,8-1,4 солнечных масс в год.

Как отмечают астрофизики, количество и доля галактик с "фонтанами" может быть гораздо выше 6%, которые удалось зафиксировать в ходе наблюдений. Положение диска "галактических мегаполисов" по отношению к наблюдателю на Земле препятствует точному подсчету таких галактик, реальная доля которых может приближаться к 40%, заключают исследователи.