Новая проверка "сверхсветовых нейтрино" будет проведена в мае - ЦЕРН - РИА Новости, 23.02.2012

Новая проверка "сверхсветовых нейтрино" будет проведена в мае - ЦЕРН

© Фото : OPERAНейтринный детектор, эксперимент OPERA
Нейтринный детектор, эксперимент OPERA
Участники эксперимента OPERA проведут новую проверку своих сенсационных результатов о превышении скорости света в мае, сообщает пресс-служба Европейской организации ядерных исследований.

МОСКВА, 23 фев - РИА Новости. Участники эксперимента OPERA проведут новую проверку своих сенсационных результатов о превышении скорости света в мае, сообщает пресс-служба Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН).

Накануне вечером некоторые СМИ сообщили, что была обнаружена техническая ошибка, которая привела к появлению данных о превышении скорости света при изучении ускоренных пучков нейтрино. Согласно этим сообщениям, проблема была связана с плохим соединением волоконно-оптического кабеля между приемником GPS и компьютером.

Согласно сообщению ЦЕРНа, участники коллаборации OPERA проинформировали своих партнеров, что им удалось обнаружить два эффекта, которые могли повлиять на изменение скорости нейтрино. Причем эти эффекты могли привести как к переоценке, так и к недооценке скорости.

"Первый возможный эффект связан с источником колебаний, который использовался для получения точных сигналов времени для синхронизации GPS. Это могло привести к завышению времени полета нейтрино. Второй эффект связан с разъемом волоконно-оптического кабеля, по которому передавался внешний сигнал системы GPS к главным часам эксперимента. Этот разъем мог быть неправильно подсоединен во время проведения измерений, что могло привести к недооценке времени полета нейтрино", - говорится в сообщении.

Участники эксперимента OPERA намерены проверить воздействие этих двух эффектов в ходе специально организованных экспериментов.

"Новые измерения планируются на май", - говорится в сообщении.

В сентябре 2011 года участники нейтринного эксперимента OPERA обнаружили, что нейтрино, испущенные на территории ЦЕРНа, в окрестностях Женевы, достигали подземных детекторов лаборатории Гран-Сассо на 60 наносекунд быстрее, чем если бы они летели со скоростью света. Было предложено множество разных объяснений этому явлению, сами физики много раз пытались найти ошибку в измерениях или неучтенную погрешность, которая могла привести к этому результату. В ноябре эксперимент был проведен еще раз, и результат остался тем же.

В эксперименте OPERA протоны, разогнанные в ЦЕРНе на протонном суперсинхротроне SPS до энергии 400 гигаэлектронвольт, ударяют в графитовую мишень, порождая мезоны и каоны. Эти частицы летят по километровому вакуумному туннелю в процессе распада, порождая нейтрино, которые, в свою очередь, отправляются в 730-километровое путешествие сквозь земную толщу до лаборатории в туннеле Гран-Сассо (Италия), где их встречает детектор.

Для определения скорости нейтрино необходимо измерить путь и время прохождения частицей этого пути. Расстояние между ЦЕРНом и детектором OPERA (732 километра) измеряется с точностью 20 сантиметров, а время прихода нейтрино - с точностью 10 наносекунд. Используя такие усредненные данные о 16 тысячах нейтрино, был получен результат о превышении скорости света на 60 наносекунд - результат, который был скорректирован до 57 наносекунд.

В первом эксперименте ученые использовали протонные импульсы длительностью 10 микросекунд, содержащие пять наносекундных сбросов пучка. Однако в повторном опыте они использовали более короткие импульсы продолжительностью 1-2 наносекунды с паузами в 500 наносекуд, чтобы получить более "четкий" фронт нейтринной волны и исключить возможные ошибки.