Ученые превратили бактерии в "трояна" для борьбы с сонной болезнью - РИА Новости, 15.02.2012

Ученые превратили бактерии в "трояна" для борьбы с сонной болезнью

МОСКВА, 15 фев - РИА Новости. Бельгийские биологи превратили бактерии из микрофлоры мухи-цеце в "троянского коня", который незаметно приближается к возбудителям сонной болезни трипаносомам, уничтожает их при помощи специальных антител и, тем самым, очищает слюну мухи от опасных для людей и животных "пассажиров".

Группа ученых под руководством Яна ван ден Аббеле (Jan Van Den Abbeele) из Института тропической медицины в городе Антверпен (Бельгия) опубликовала инструкцию по сборке "трояна" для трипаносом и предварительные выводы по его испытаниям в статье в журнале Microbial Cell Factories.

Одноклеточные микроорганизмы Trypanosoma brucei обитают в слюне африканской мухи цеце. Когда это насекомое пьет кровь людей или животных, часть паразитов переселяется в кровь будущей жертвы. Через некоторое время трипаносомы распространяются по всей кровеносной и лимфатической системам жертвы. Размножение трипаносом в нервных тканях вызывает сонливость и, в конечном итоге, приводит к смерти больного.

Ван ден Аббеле и его коллеги разработали перспективное средство для борьбы с трипаносомами - антитело Nb_An33. Молекулы этого белка облепляют оболочку паразита и тем самым уничтожают их.

Как отмечают ученые, эффективность любого, даже самого действенного лечебного препарата ограничивается скоростью и эффективностью метода его доставки. Медленная и постепенная обработка популяции паразитов позволяет им выработать защитную реакцию на вредное для них вещество и постепенно приобрести иммунитет к нему.

Для решения этой проблемы биологи "научили" бактерий Sodalis glossinidius, обитающих в кишечнике и слюнных железах мухи цеце, производить антитело Nb_An33 и выделять их в присутствии трипаносом.

Авторы статьи вставили в геном этой бациллы несколько версий плазмида - короткого кольцевого участка ДНК, содержащего в себе инструкцию по сборке антитела. Убедившись в жизнеспособности новых штаммов Sodalis glossinidius, биологи вырастили колонии бактерий-"троянов" с разными плазмидами и проверили их эффективность на культурах трипаносом.

В целом, практически все линии "троянских" бактерий показали себя с хорошей стороны. Наиболее эффективные штаммы Sodalis glossinidius практически не уступают в плодовитости и стойкости обычным бактериям этого вида, что делает возможным их применение на практике.

По словам ученых, перспективы массового распространения бактерий-"троянских коней" хорошо дополняются тем, что данные бактерии жизненно необходимы для существования мух цеце: матери всегда передают их вместе со слюной своему потомству.

"Концепция использования бактерий для доставки небольших молекул антител не ограничивается трипаносомами и мухами цеце. Симбионты переносчиков паразитов могут быть использованы в качестве аналогичных "троянов" для борьбы с другими болезнями (малярией, лихорадкой денге и так далее)", - заключают авторы статьи.