slide

Неандертальцы жили в степях Сибири и охотились на бизонов

Внешний вид неандертальца, воссозданный учеными по обнаруженным костям

НОВОСИБИРСК, 23 янв - РИА Новости, Мария Роговая. Костные останки неандертальцев, найденные в прошлом археологическом сезоне в Чагырской пещере на Алтае, меняют представление мирового научного сообщества о территории обитания древнего человека, сообщил РИА Новости завлаборатории Института археологии и этнографии СО РАН профессор Сергей Маркин.

Летом 2011 года сибирские археологи обнаружили множество останков костей неандертальцев - фрагмент черепа, часть челюсти, фрагмент стопы и кистей рук, один позвонок и другие кости. Данные находки, как и ранее найденные костные останки в другой алтайской пещере, которой присвоено имя известного сибирского археолога Алексея Окладникова, подтверждают, что неандертальцы обитали не только на территории Европы и на Ближнего Востока.

"На основе анализа костного материала из Чагырской пещеры сотрудники Института Макса Планка получили геном неандертальца. Эта и другая собранная информация поможет нам выявить какие-то особенности древнего человека, который жил на территории современного Алтая", - сообщил профессор.

Вымерли или ассимилировали те люди, чьи останки найдены нами на Алтае - по словам ученого, этот вопрос археологам еще предстоит выяснить. А пока силами трех институтов исследователям удалось реконструировать их среду обитания, климат и основные объекты охоты. Около 50-70-ти тысяч лет назад древние люди обитали в засушливой холодной степи и охотились, в основном, на бизонов.

Эксперт уточнил, что возраст материалов из Чагырской пещеры и Денисовой пещеры, где два года назад нашли останки нового, ранее неизвестного антропологического типа, примерно совпадают - примерно 46-50 тысяч лет. При этом расстояние между пещерами сравнительно небольшое. Это значит, что при всей непохожести культур представители этих типов древних людей не могли не контактировать между собой. Выявить характер их взаимоотношений - еще одна цель исследований археологов.

В Сибири есть уже два объекта, подтверждающие распространение мустьерской культуры (название дано по месту обнаружения останков - пещера Ле Мустье, Франция), к которой относят поздних неандертальцев среднего палеолита, живших от 150-ти до 30-ти тысяч лет назад. Кроме Чагырской пещеры, останки неандертальцев ранее были обнаружены в другой алтайской пещере имени Окладникова.

"Материал двух сибирских палеолитических памятников (пещер Чагырской и Окладникова) свидетельствует о проживании неандертальцев в центре Евразии", - отметил Маркин.

Собеседник агентства уточнил, что еще три года назад неандертальцы уверенно считались тупиковой ветвью древа развития человека, не имеющей никакого отношения к homo sapiens. Но палеогенетики исследовали геном древних людей и доказали, что предки современного человека и неандертальцы все-таки скрещивались, то есть в нас есть немного неандертальской крови.