slide

Комета Хартли-2 украшена "блестками" размером с многоэтажку

МОСКВА, 16 июн - РИА Новости. Комета Хартли-2 оказалась обладателем необычного украшения - меньшая половина ее ядра, похожая на гантель, усеяна множеством гигантских глыб, сильно отражающих свет, установили авторы исследования, опубликованного в журнале Science.

Комета Хартли-2 (103P/Hartley 2), открытая в 1986 году австралийцем Малколмом Хартли (Malcolm Hartley), в ноябре 2010 года удостоилась посещения зондом "Дип Импакт" (Deep Impact), который пролетел на расстоянии 694 километра от ее ядра, сделав около 10 тысяч снимков и проведя множество измерений. Теперь группа Майкла А'Херна (Michael A'Hearn) из университета штата Мэриленд в США опубликовала результаты анализа собранных "Импактом" данных.

"Комета Хартли-2 отличается во многих отношениях от кометы Темпель-1 (которую "Импакт" посетил в 2005 году) и является идеальным примером гиперактивной кометы", - пишут ученые.

Они отмечают, что ядро кометы выбрасывает значительно больше водяного пара и зерен льда, чем было бы возможно при испарении с его относительно небольшой по площади поверхности. По словам ученых, сверхлетучие соединения, в частности, углекислота, вскипая и испаряясь, выбрасывают большие куски почти чистого водяного льда, который при испарении и дает значительную часть Н2О.

Уже первые снимки "Дип Импакта" показали, что ядро кометы имеет необычную форму, напоминая кеглю для игры в боулинг или гантель с половинками разного размера.

По мнению исследователей, именно активные процессы газообразования создали такую форму - вещество испаряется с активных краев "кегли" и осаждается в зоне относительно инертной "перемычки".

При этом содержание воды, углекислоты и зерен льда по спектрографическим данным варьируется почти в два раза в зависимости от области ядра. Активность на краях "кегли" обеспечивается именно благодаря более высокому содержанию углекислоты.

Группа А'Херна также сообщает об аномалии в количестве выбрасываемого кометой циана (радикала CN). В процессе наблюдений с 9 сентября по 17 сентября 2010 года количество циана увеличилось в 7 раз, после чего медленно снижалось до 24 сентября.

Кроме того, ученые установили, что ядро кометы вращается по крайне сложной траектории, двигаясь сразу вокруг нескольких осей с разными циклами вращения, что связано с его необычной формой и неравномерным "подогревом" солнечными лучами.

Рельеф поверхности ядра Хартли-2 также оказался крайне неоднородным - достаточно ровные большая половинка "кегли" и перемычка соседствуют с холмистой поверхностью малой половинки кометы.

Там находятся гигантские глыбы размером с многоэтажный дом (около 50 метров), обладающие более высокой отражающей способностью, чем остальное тело кометы.

При этом химический состав половинок тоже не совпадает - малая часть выделяет в два раза больше углекислого газа по отношению к воде, чем большая часть "кегли", что может говорить о различной степени "нагрева" разных частей кометы на протяжении истории ее существования.

При прохождении зонда в непосредственной близости от ядра кометы ему пришлось пересечь ее шлейф, который, как оказался, состоял не только из облаков пыли и углекислого газа, но и фрагментов льда, самые большие из которых достигали размеров баскетбольного мяча. Ученые сравнили их с сувенирными шарами, в которых кружатся снежинки.