Иммунная система распознает ВИЧ по его "упаковке"

Weekend: 10-12 сентября (122)
ВИЧ
Ученые обнаружили механизм, с помощью которого клетки иммунной системы распознают вирус иммунодефицита человека и запускают ответ на него, что может помочь в создании вакцин против ВИЧ.

МОСКВА, 9 сентября - РИА Новости. Ученые обнаружили механизм, с помощью которого клетки иммунной системы распознают вирус иммунодефицита человека и запускают ответ на него, что может помочь в создании вакцин против ВИЧ, сообщается в статье, опубликованной в четверг в журнале Nature.

Главное свойство вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающего СПИД, - его способность уходить от иммунного ответа со стороны хозяина. Так называемые дендритные клетки, "стражи" иммунитета человека, которые распознают агрессоров и запускают размножение "солдат" (Т-лимфоцитов), не "опознают" ВИЧ. Более того, вирус начинает их эксплуатировать, получая доступ к Т-лимфоцитам.

Группа американских и французских ученых обнаружила в дендритных клетках механизм, блокирующий развитие вируса иммунодефицита и других ретровирусов - представителей обширного семейства, многие из которых ответственны за возникновение опухолей.

"Впервые открыта "система тревоги", распознающая именно ретровирусы, в число которых входит ВИЧ", - сказал возглавлявший исследования Дэн Литтман (Dan Littman), сотрудник Медицинской школы университета Нью-Йорка (США).

Ученые искусственно заражали дендритные клетки фенотипа CD11+ модифицированным вирусом иммунодефицита шимпанзе (SIV, simian immunodeficiency viruses), близкого эволюционного "родственника" ВИЧ. Далее вирусологи заражали эти же клетки частицами ВИЧ-1.

В результате дендритные клетки начали распознавать вирус иммунодефицита человека как врага и стимулировали сильный противовирусный ответ со стороны Т-лимфоцитов. Белок, вызывавший "тревогу" дендритных клеток, оказался одним из компонентов капсида SIV - структуры, в которую "упакован" генетический материал вируса.

Одно из возможных объяснений возникновения в ходе эволюции такого уникального механизма, по мнению авторов работы, заключается в защите генома человека от проникновения в него наследственного материала тысяч других ретровирусов. Именно ретровирусы составляют 10% генома человека. Возможно, дендритные клетки создали свой внутренний сенсор на тот случай, если любой из архаичных ретровирусов по каким-либо причинам вновь проявит свою активность, предполагают ученые. В то же время, вирус иммунодефицита человека эволюционировал таким образом, чтобы не быть распознанным со стороны дендритных клеток.

"Удивительно то, что дендритные клетки распознают вирусный капсид, а не его генетический материал. Значит, добавляя белки капсида к вакцине, можно предотвращать инфицирование ВИЧ у здоровых людей и значительно повысить силу иммунного ответа у людей, зараженных им", - отметил соавтор работы Николя Манель (Nicolas Manel) из Института молекулярной генетики Монпелье (Франция).

Более того, это открытие может помочь в создании вакцин не только против ВИЧ, но и других вирусов, отмечают авторы работы.