Создано лекарство, уничтожающее раковые клетки без вреда для здоровых

Развитие методик борьбы с раком (14)
Исследование
Ученые разработали лекарственные препараты на основе РНК, позволяющие селективно уничтожать раковые клетки, не оказывая негативного воздействия на здоровые "ячейки" организма.

МОСКВА, 7 сен - РИА Новости. Ученые разработали лекарственные препараты на основе РНК, позволяющие селективно уничтожать раковые клетки, не оказывая негативного воздействия на здоровые "ячейки" организма, сообщает журнал Proceedings of the National Academy of Sciences.

Эти лекарства позволят избежать разрушительных побочных эффектов от химиотерапии, к которой в настоящее время вынуждены прибегать пациенты для лечения рака.

Основу вновь разработанных препаратов составляют небольшие молекулы РНК, так называемые малые вспомогательные РНК, выполняющие различные повседневные функции в живых клетках человеческого организма. Ученые выяснили, что для каждого типа рака, обладающего собственными особенностями, практически для каждого пациента можно разработать лекарства на основе таких РНК, которые будут селективно уничтожать только пораженные клетки.

Авторы этой идеи использовали то обстоятельство, что раковые клетки, будучи дефектными, несут в себе уникальные мутации ДНК, отражающиеся и на их РНК. Эти РНК могут служить своеобразными маркерами, позволяющими отделить раковые клетки от здоровых. В своей работе ученые продемонстрировали, что специальным образом синтезированные малые вспомогательные РНК при взаимодействии с подобными "маркерами" могут активизироваться и менять свою структуру.

Это изменение структуры запускает цепную реакцию полимеризации малых вспомогательных РНК с образованием длинной цепи. Процесс распознается внутри клетки как вирусная инфекция и вызывает в ней иммунный ответ, запускающий механизмы самоуничтожения клеток.

При "встрече" со здоровыми клетками активизации таких малых вспомогательных РНК не происходит, и клетки остаются нетронутыми.

"Эти молекулы могут обнаруживать мутации в раковых клетках и менять свою конформацию, активизируя терапевтический отклик внутри раковой клетки и оставаясь неактивными в клетках, раковыми мутациями не обладающих", - сказал Нильс Пирс (Niles Pierce), соавтор публикации, слова которого приводит пресс-служба Национального научного фонда США.

В своей работе с искусственно выращенными раковыми клетками человеческой костной и мозговой тканей, а также клеток, вызывающих рак предстательной железы, ученые обнаружили, что подобная терапия позволяет в 20-100 раз сократить количество этих быстрорастущих клеток, не воздействуя на здоровые "ячейки" организма.

Теперь ученым предстоит доказать, что разработанный ими подход работает не только на искусственных колониях клеток, но и в живых организмах, после чего можно надеяться на проведение предклинических и клинических испытаний новых противораковых терапевтических препаратов.