Российский спутник обнаружил признаки нового цикла активности солнца

На Солнце начали формироваться активные области нового солнечного цикла

МОСКВА, 1 апр - РИА Новости, Илья Ферапонтов. На Солнце начали формироваться активные области нового солнечного цикла - рентгеновская обсерватория ТЕСИС на борту российского спутника "Коронас-Фотон" обнаружила две активные области в солнечной короне, говорится в сообщении на сайте проекта ТЕСИС.

"Области значительно удалены от экватора, и это о многом говорит астрофизикам. Именно здесь, на высоких гелиоцентрических широтах, должны начать всплывать на поверхность сильные магнитные поля нового цикла, которые несколько лет формировались в глубинах Солнца. Теперь в течение нескольких лет этот пояс будет опускаться к экватору, увеличивая свою активность, то есть формируя то, что и называется солнечным циклом", - говорится в сообщении.

Рекордный минимум солнечной активности

В настоящее время Солнце переживает рекордный по продолжительности минимум солнечной активности, который продолжается с 2006 года. По данным НАСА, в 2008 году солнечные пятна не наблюдались в 266 из 366 дней (73%). Возможно, что минувший год не станет нижней точкой цикла - в 2009 году пятна не были видны в 78 из прошедших 90 дней года (87%).

"Уже практически два года - с декабря 2006 года - практически нет пятен. Появлялись какие-то пятнышки, но можно считать, что с декабря 2006 года исчезли последние пятнышки, и можно сказать начался глубочайший минимум, который продолжается до сегодняшнего дня. Практически рекорд за все время наблюдения", - сказал РИА Новости в четверг директор Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН (ИЗМИРАН) Владимир Кузнецов.

Низкая солнечная активность заставляет ученых думать о возможности повторения Маундеровского минимума - самом длительном падении солнечной активности с 1645 по 1715 год. С ним связывают "малый ледниковый период" в Европе.

Кузнецов отметил, что ранее появлялись пятна нового цикла с другой полярностью, но они быстро исчезли, это может свидетельствовать о том, что Солнце находится в начальной фазе роста активности, которая может значительно затянуться.

"Мы находимся в этой фазе между окончившимся старым и начавшимся новым. Но на какой стадии, мы пока сказать не можем, потому что пятен нет", - сказал ученый.

С минимумом солнечной активности связаны некоторые особенности новых активных областей, обнаруженных ТЕСИСом.

В сообщении отмечается, что образование нового высокоширотного пояса активности сопровождается разрушением старого экваториального пояса предыдущего цикла. "В этом же цикле из-за затянувшегося почти на два года минимума пояс активности предыдущего цикла оказался уже полностью разрушен. На экваторе Солнца в настоящее время полностью исчезла активность", - пишут участники проекта.

На Солнце, отмечают они, как правило формируются два симметричных пояса активности - в северном и южном полушарии. Однако сейчас помимо отсутствия экваториального пояса полностью отсутствует и пояс южного полушария. "Как долго сохранится такая асимметрия и станет ли это особенностью нового солнечного цикла - покажет время", - говорится в сообщении.

Обсерватория ТЕСИС была создана в лаборатории рентгеновской астрономии Солнца ФИАН. Она предназначена для мониторинга солнечной активности и текущего состояния космической погоды, получения ответов на актуальные вопросы физики Солнца, такие как проблема нагрева короны, механизм солнечных вспышек, природа солнечного цикла. В ходе эксперимента будут получены около миллиона новых изображений Солнца.

Российский спутник "Коронас-Фотон" был выведен на орбиту 30 января. Общее руководство проектом осуществляет Институт астрофизики МИФИ. Он является третьим в ряду спутников "Коронас" (от "Комплексные ОРбитальные Околоземные Наблюдения Активности Солнца"). Первый из них, "Коронас-И", был запущен в 1994 году и проработал на орбите до 2001 года. Тогда же, в 2001 году, был запущен следующий спутник, "Коронас-Ф", который закончил работу в декабре 2005 года.