САМАРА, 27 янв – РИА Новости, Нина Белая. Находки и открытия самарских археологов, сделанные в 2013 году, привлекли внимание международных экспертов. Искатели древностей рассказали корреспонденту РИА Новости, зачем студенты уезжают в самарские степи и как рыба отбрасывает исследователей на 500 лет в прошлое.
Все новости региона читайте на РИА Новости Самара >>
Имперский водопровод и земляной город
Раскопки на территории исторического центра Самары, Хлебной площади, начались в октябре 2013 года, рассказывает руководитель экспедиции, старший научный сотрудник археологической лаборатории Самарского государственного университета (СамГУ) Николай Лифанов. Подобное исследование в условиях городской среды проводилось в Самаре впервые. Археологи стремились понять, насколько территория исторического центра города была заселена и как она использовалась.
По его словам, вести раскопки в городе сложно. Глубина материка, то есть разница между современным и исследуемым уровнями, в районе Хлебной площади составляет около трех метров. Для городских слоев это не так много, отмечает археолог, но работать с ними интереснее. Раньше в Самаре проводились исследования только погребальных могильников, где материал достаточно однороден.
Два обнаруженных здесь объекта больше других заинтересовали исследователей. Это система водопровода и канализации, которая могла быть построена в конце 19-го – начале 20-го столетия, и следы так называемого земляного города — крепости петровских времен.
"В раскопе вышло три колодца – один водопроводный и два канализационных. Это имперская постройка, великолепной сохранности! Очень хорошо спроектированная и прекрасно исполненная система водопроводной канализации. То, как трубы перекрывают друг друга, явно демонстрирует, что строилась вся система одновременно", — отмечает исследователь.
Предполагаемые следы земляного города также интересны с точки зрения развития города, говорит Лифанов. Он отмечает, что при постройке крепости была использована простая и надежная конструкция легшего в ее основание земляного вала. Достоверность того факта, что археологам удалось найти именно инженерную постройку, подтверждается ее ориентированностью по направлению "север-юг", отмечает эксперт.
"Это крепость на территории города Самары, которая была построена при Петре Первом в самом начале 18 столетия. Ее можно найти на старых картах, в плане она имена форму ромба. Мы зацепили остатки ее самой южной части, видимо. Интересна конструкция земляного вала. Она состояла из клетей – получалась сетка из квадратов, составленных из бревен. Клети засыпались слоем песка, что не давало конструкции расползаться", — говорит он.
Крепость, построенная в петровское время, это самое раннее городское сооружение, которое было выявлено в Самаре, рассказывает Лифанов. Раскопки не были завершены в 2013 году. Если будет финансирование – работа может продолжиться в этом году.
Бронзовый век и мини-версия Красной площади
Федоровское поселение, возраст которого составляет около 3,5 тысяч лет, относится к бронзовому веку. Научный сотрудник археологической лаборатории Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА) Ирина Васильева вела раскопки на территории около 70 квадратных метров вместе с двадцатью своими студентами.
По размерам поселения можно сделать вывод, что это был общинный центр, говорит Васильева. Здесь было бронзолитейное производство, площадка из глиняных брусков – своеобразная "мини-версия Красной площади".
"Это необычно для срубной культуры, где для строительства в основном использовалось дерево. Поселение очень большое в сравнении с другими, и, что важно, однокультурное. Это чистый памятник, а не многослойный объект. Большая редкость найти подобный", — отмечает эксперт.
В бронзовом веке племена срубной культуры занимали обширную территорию. Их поселения простирались от Молдавии до Башкирии. У них был общий язык – одни и те же орнаменты, технологии, представление о мире. Эта культура существовала здесь как минимум 500 лет, рассказывает Васильева.
"Археолог должен определить, к какому времени и какой культуре отнести тот или иной объект. В первую очередь представление об этом дает керамика. В традиционном обществе, основанном на традициях и табу, информация передавалась из поколения в поколение. Так же, как и производственные традиции гончарства, например", — говорит она.
Геометрический орнамент на керамике и свой способ погребения, характерный для срубной культуры, позволяет говорить о возрасте найденного поселения. От уровня современной поверхности его отделяет примерно 1,5 метра культурного слоя. Здесь были обнаружены и более глубоко расположенные объекты, значение которых предстоит установить, говорит археолог.
"Мы оставили объект, законсервировали его. Был открыт спрессованный слой золы, обнаружена яма до трех метров глубиной от уровня современной поверхности. Неясно, культовое ли это сооружение или же яма для обжига керамики. В любом случае, это уникальная находка для Самарской области", — рассказывает Васильева.
За восемь тысяч лет до нас
Эксперт по неолиту, заведующий кафедрой отечественной истории и археологии ПГСГА, Александр Выборнов, выяснил в августе 2013 года, что территория Северного Прикаспия может быть третьим по счету центром возникновения ранней керамики. Вместе с ним на раскопки памятника в жаркую степь отправились 15 студентов-исследователей.
"Это 1300 км на юг от Самары, к границе с Казахстаном. Такой уникальный памятник мы не копали 25 лет. Редчайшая находка эпохи неолита. Он интересен тем, что хорошо сохранился культурный слой, который был укрыт барханом. Притом здесь мы впервые обнаружили кости рыб, целый позвонок. Так как он лежит в анатомическом порядке, можно сделать вывод, что слой нетронутый", — говорит Выборнов.
"Первая керамика в Северном Прикаспии появилась порядка 7,775 радиоуглеродных лет тому назад (около 8,5 тысяч лет в календарном измерении – прим. ред.). Это достаточно точная дата. Важно, что появление технологии изготовления керамики здесь происходит раньше, чем в Центральной и Западной Европе. Образцов древнее семи тысяч у них нет", — рассказывает исследователь.
Эпицентры неолитизации открыты также на Дальнем Востоке (Китай) и в Анатолии (Турция). Третий центр – это Поволжье, говорит археолог. Охотники, которые жили здесь, распространяли новые технологии быстрее, чем земледельцы. Точность датировки может быть нарушена лишь из-за того, что человек, например, при жизни питался исключительно рыбой, отмечает Александр Выборнов.
"Если человек ел много рыбы, то происходит удревнение даты до 500 лет в зависимости от эпохи. Если раньше мы находили скелет человека, а рядом — какие-то вещи или же кости животных, датировка могла показать такую разницу, хотя объекты одного времени. Оказывается, такой эффект, называемый резервуарным, дает фосфор", — рассказывает он.
Летом 2014 года, когда будут собраны результаты всех лабораторных исследований, экспедиция снова отправится в степь. Кроме самарских студентов и аспирантов, сюда приглашены также ученые из 12 городов России, эксперты из парижской Сорбонны, Германии, Польши и Казахстана. Они будут работать на уникальном памятнике, а для самарских аспирантов проведут курс лекций по неолиту Европы.
Лекарство от беспамятства
По мнению археолога Васильевой, исследование памятников, культурных традиций и технологий прошлого – это своеобразное лекарство от беспамятства. Публикация археологических отчетов, фотографий и чертежей есть конечная цель любого исследования, считает она.
Возможность пообщаться с мировыми экспертами своего профессионального сообщества – это большой стимул для студентов, которые сейчас начинают изучать археологию, считает Александр Выборнов. Сложность подобных исследований служит критерием отбора для участников любой экспедиции.
"Археологические исследования — это сложно и трудоемко. Со мной на раскопки ездят только те студенты, которые всерьез намерены заниматься наукой. Таких на каждом курсе всего двое или трое. Если это надежный и увлеченный человек, конечно, я возьму его с собой", — говорит он.