Спецрепортаж

RSS

Йога по-русски

(обновлено: )67
На первый взгляд создается впечатление, что сейчас в России разных школ и учителей йоги больше, чем йогов в самой Индии. Действительно, искренний интерес многих россиян к восточным духовно-физическим практикам порождает массу предложений.

На первый взгляд создается впечатление, что сейчас в России разных школ и учителей йоги больше, чем йогов в самой  Индии. Действительно,  искренний интерес многих россиян к восточным духовно-физическим практикам порождает массу предложений. Введите слово «йога» в любую русскоязычную поисковую систему, и вас растопчет  виртуальная толпа «истинных гуру». Оказывается, даже кундалини-йогу можно легко постичь за пару месяцев, заплатив скромную, по сравнению с обещанным просветлением, сумму.
Есть даже «метод пробуждения кундалини, доступный каждому», когда вы «сразу, без предварительных условий можете получить то, для чего в других практиках требуется многолетняя работа под чутким надзором учителя». Этим методом предлагают воспользоваться «прямо сейчас, не отходя от компьютера».

У каждой школы своя ставка, но в среднем  в пересчете с рублей одно занятие стоит от 500 до 700 рупий. Сколько занятий в неделю или месяц,  решает ваш кошелек.  Выбор велик: сахаджа-йога (sahaja yoga), хатха-йога (hatha yoga), раджа-йога (raja yoga), шивананда-йога (shivananda yoga), три-йога (tri-yoga), нео-йога... Есть и клубы тантра-йоги (tantra yoga), правда почти все они, как выяснилось,  являются замаскированными борделями.

Обилие коммерческих предложений вызывает  сомнение в наличии действительно серьезных учителей-гуру йоги в России, однако на самом деле они здесь были и есть.

СКРЫТАЯ ЙОГА

В Советском Союзе любая йога считалась чуждой официальной доктрине коммунистического воспитания населения,  поэтому, как всякий «запретный плод»,  она вызывала у людей огромный интерес. В 1970 году в СССР каким-то чудом вышел в прокат научно-популярный фильм «Индийские йоги. Кто они?». Ответа на собственный вопрос фильм не дал, зато вызвал массовое  увлечение физическими упражнениями, отдаленно схожими  с хатха-йогой. Тысячи энтузиастов, треща хрящами, пытались освоить «позу лотоса» и vajrasana. Некоторые из них слышали, что нужна еще и духовная практика, но никто не знал какая.

Главный консультант фильма, известный индолог Василий Бродов вспоминал, что «у наиболее влиятельных чиновников Минздрава и Госкомспорта СССР была однозначная реакция на содержание фильма: пропаганда мистики и идеализма. Вместе с фильмом осуждению подверглась и вся йога».

Тем не менее, несмотря на официальное негативное отношение, информация о йоге в Советский Союз поступала. В основном знания о йоге привозили те, кто достаточно долго жил в Индии: корреспонденты СМИ, дипломаты, преподаватели, специалисты.  Некоторые из них фактически контрабандой доставляли в СССР литературу и методические пособия, что в то время было весьма рискованно, поскольку подобная литература была отнесена коммунистическими идеологами к разряду «подрывной».  Открыто распространять свои знания, полученные во время пребывания в Индии, они не могли, но делились ими с друзьями и знакомыми. В условиях полного государственного контроля над печатью пособия эти нелегально переводились, перепечатывались на пишущих машинках и таким образом расходились по стране. В результате стали возникать группы единомышленников, практиковавших йогу.

Для многих будущих российских практиков йоги стимулом к ее изучению стал приключенческий роман  писателя и ученого Ивана Ефремова «Лезвие бритвы», вышедший в 1964 году.  В нем йога названа «железным стержнем, поддерживающим крепость души и тела, могучим зарядом энергии, делающим человека способным к высоким взлетам, тяжелой борьбе, необоримой стойкости». Что необходимо  «для отдачи людям, помощи им, борьбы за увеличение красоты и счастья на земле».

В 60-х же годах ХХ века работать в Индию прибыл молодой филолог Анатолий Зубков, впоследствии ставший одним из самых активных популяризаторов йоги в Советском Союзе. Многие поколения студентов Московского Университета помнят этого преподавателя хинди, который увлеченно рассказывал о йоге даже на занятиях.  Мне тоже довелось быть его студентом, и я помню,  что стоило только задать Зубкову вопрос о йоге, и можно было не беспокоиться по поводу невыученного материала.

Анатолий Зубков работал в Индии несколько лет, и все эти годы занимался в одной из школ йоги. Перед возвращением в Россию он получил диплом. Как отмечает один из самых авторитетных исследователей и практиков йоги  Виктор Бойко, он «настолько проникся верой в полезность практики йоги в любых климатических условиях, что, вернувшись в Советский Союз, стал, по сути, первым несгибаемым ее пропагандистом в нашей стране». Зубков, отмечает Бойко, «точно уловил уровень заинтересованности общества в этих специфических знаниях и сумел толково, не дразня (советских) идеологов, упирая только на терапевтический эффект воздействия асан, получить относительно свободный доступ в средства в советские средства массовой информации» 

Анатолию Зубкову удалось тогда прорваться сквозь негласную цензуру в печати. В массовом журнале «Сельская молодежь» регулярно печатались его статьи по йоге. Кроме того, он был первым, кто стал открыто читать лекции на эту тему. При этом он, по словам Виктора Бойко, оставался «неуязвимым для партийных критиков, поскольку принципиально не затрагивал в связи с йогой проблем «духовности» и морали, и проводил свои лекции бесплатно... Зубков как никто другой способствовал пропаганде йоги в нашей стране, особенно на периферии, и здесь его приоритет не подлежит никакому сомнению... Все последующие московские «учителя» йоги преимущественно выросли из Зубкова».

Минуя идеологический барьер,  позитивные материалы о йоге появлялись в советской прессе в изданиях, далеких от этой темы. В середине 70-х годов прошлого века в журнале «Химия и жизнь» появились публикации Юрия Каткова. Этот человек специально получил медицинское образование, чтобы изучать йогу.  К сожалению, он трагически погиб во время научной экспедиции на Кавказ в 1981 году.
Притом, что официальная идеология относила йогу к «оккультизму» и даже «шарлатанству», силовые структуры Советского Союза  использовали ее в своих целях. В 1971 году Военно-морской флот СССР издал «Пособие для моряка-подводника по эмоционально-психологической и статико-физической тренировке в условиях длительного плавания».  Автор работы кандидат психологических наук Б.Ф.Воронин взял за основу асаны хатха-йоги, назвав ее «древнеиндийской лечебной гимнастикой».  Интересно, что в этом пособии для узкого круга специалистов открыто упоминались не только хатха, но также и раджа, карма и джняна-йога, и все это соседствовало с «необходимостью воспитания личного состава в духе марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистических идеалов».

ВЫХОД НА СЦЕНУ

семинар в ПодмосковьеВ эпоху Михаила Горбачева идеологическая стена сначала дала трещину, а затем рухнула. На телевидение, радио и в печатные СМИ хлынул поток неожиданно объявившихся экстрасенсов, астрологов, магов и целителей. Так же как экспериментаторы от экономики,  реформаторы «духовные» обещали людям быстрое исцеление от недугов советского режима. Значительная часть населения, потерявшая идеологические ориентиры, попала под их влияние.

Тогда же на сцену вышли и псевдойоги. Послушать их, так чуть ли не все они десятилетиями обучались в секретных уголках Тибета и гималайских ашрамах у двухсотлетних отшельников. На самом деле, единственное, что они умели хорошо - зарабатывать на неведении и доверчивости людей. Серьезные исследователи и практики, далекие от стяжательства, временно отступили перед агрессивным напором  «духовных» коммерсантов.

С другой стороны, в России стали доступны практически любые источники знаний о йоге. Неподготовленная аудитория сразу получила море информации, для подлинного осознания которой нужны были  либо многолетний личный опыт, либо опытные учителя. Таких было наперечет, поэтому в головах россиян возникла эклектическая неразбериха, и все опять свелось к физическим упражнениям с пародией на медитацию.

Со временем искренние и бескорыстные адепты йоги пережили засилье шарлатанов и решили объединиться. В октябре 1989 года в Москве состоялась первая Всесоюзная научно-практическая конференция «Йога: проблемы оздоровления и самосовершенствования человека».

На нее приехали 700 делегатов со всего Советского Союза и гости из Индии, США, Франции и Германии. Одним из главных гостей был выступавший на конференции Б.К.С. Айенгар (B.K.S.Iyengar). Все делились своими знаниями и в итоге учредили Ассоциацию йоги СССР, первую в стране официальную общественную организацию по изучению и практике йоги.

Это был успех, но штука в том, что Советский Союз скоро развалился и перестал существовать. Нашим йогинам опять не повезло.

ТЕПЕРЬ ЕСТЬ ВСЕ

Сегодня школы, ассоциации, центры, курсы и группы йоги есть практически во всех крупных городах  огромной России. Выбор настолько велик, что, только путешествуя по соответствующим сайтам, можно потерять сознание от изнеможения.

Но отношение стало другим. В «запрещенную»  эпоху йога была скорее модой среди интеллектуалов, сознательно или подсознательно противопоставлявших ее официальной идеологии. С наступлением идеологической свободы она стала для части людей источником утоления духовной жажды,  других же просто притягивала как  любое ранее почти неизвестное явление.

Когда эти этапы были пройдены, йога нашла свою нишу среди множества других  увлечений россиян.  Похоже, установилось равновесие между спросом и предложением.  Йогой может заняться каждый желающий.  Теперь никто не смотрит на практикующих йогу как на носителей некой сакральной тайны.

Кроме многочисленных интернет-источников в России издается журнал «Йога», литература и видеопособия в изобилии продаются в книжных магазинах. В культурном центре при Посольстве Индии для россиян ведут занятия по раджа-йоге индийские инструкторы. Для тех, кто хочет заниматься на родине йоги многие туристические фирмы предлагают йога-туры в Индию.

Ажиотаж спал давно, но ровный интерес остается, причем йогой занимаются люди самых разных общественных групп. В некоторых фирмах  существуют «комнаты йоги» для сотрудников. 10-15 асан ежедневно выполняет культовый рок-музыкант Борис Гребенщиков, у которого индийские духовные традиции и индийская музыка часто проявляются в творчестве.

Уже много лет подряд под Москвой проводятся  ежегодные «Фестивали кундалини-йоги».  Но не обязательно куда-то ехать. Например, в пяти и десяти минутах ходьбы от моего дома  работают два «центра самосовершенствования» с преподаванием йоги. Можно заглянуть по пути в супермаркет.

Подобные центры появляются и исчезают, поэтому к серьезным адептам йоги можно отнести только тех, кто продолжает свою деятельность на протяжении многих лет, независимости от моды.

К таким, несомненно, относится упоминавшийся уже Виктор Бойко, создавший в 1993 первый в России Центр «Классическая йога».
Его школа традиционной йоги, базирующаяся в Москве, имеет множество отделений в России,   планируются отделения  в Японии и США. Сам Бойко десятилетия назад пришел к йоге через книгу Б.К.С.Айенгара «Light on Yoga», позже создал собственную концепцию, но и сейчас называет его «человеком заряженным, верующим, несущим людям йогу».

Виктор Бойко, автор нескольких объемных книг  и основатель самого популярного в русском интернете сайта по йоге, занимается йоготерапией, причем работает со случаями, не поддающимися лечению средствами традиционной медицины. Ко многим новомодным направлениям он относится, мягко говоря, критически, называя одни «бредом», другие «проливанием пота», третьи «сектами».

Единственным критерием истинности йоги, практикуемой любым человеком, по его мнению, может быть только «полное физическое выздоровление и обретение душевного покоя и гармонии».

Люди кочуют из одной школы в другую, говорит он, везде «учатся» по месяцу-полтора. У меня ходят год-полтора, пока проблема не решена. Тогда я говорю: ребята, теперь вы здоровы. Живите счастливо...

Роман Барашев
                                                                                                        

Спецрепортаж

Обсуждение

    • Все
    • США

    Новости

    • Свежее
    • Популярное
    • Обсуждаемое
    Партнеры