Рейтинг@Mail.ru
Что думает молодежь Татарстана о женщинах-мусульманках - РИА Новости, 09.10.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Что думает молодежь Татарстана о женщинах-мусульманках

Читать ria.ru в
Вопрос о праве женщины в обществе до сих пор остается открытым, неоднозначным и спорным. В связи с этим в Казанском институте финансов, экономики и информатики провели актуальное исследование информированности молодежи в области защиты прав мусульманской женщины в Республике Татарстан.

Альбина Салихова, ректор Казанского института финансов, экономики и информатики (КИФЭИ), специально для МИА "Россия сегодня"

В Казанском институте финансов, экономики и информатики провели актуальное исследование информированности молодежи в области защиты прав мусульманской женщины в Республике Татарстан. Исследование проводилось в рамках реализации проекта "Социологические и статистические исследования по защите прав и свобод женщин и детей в исламе" на основании конкурса, проведенного Общероссийским общественным движением "Гражданское достоинство", и выявило неоднозначную позицию молодежи по "женскому вопросу" в Татарстане.

На дворе ХХI век, но вопрос о праве женщины в обществе до сих пор остается открытым, неоднозначным и спорным. И хотя проблема положения женщины в обществе в нашей стране была решена еще в советский период, вопросы прав и свобод женщин-мусульманок вновь выходят на первый план. Но если в фильме "Белое солнце пустыни" женщины Востока даже после предоставления им свободы в силу безграмотности и патриархальности не могли ею воспользоваться, то в настоящее время порой происходит наоборот: грамотные и образованные девушки, восприняв ислам, соглашаются на роль второй или третьей жены, рискуя стать бесправными и превратиться в легкую добычу исламских экстремистов и террористов.

Для Республики Татарстан вопрос правового положения мусульманской женщины в обществе является наиболее актуальным. Это связано с тем, что доля населения, исповедующая ислам, составляет около половины жителей республики. Кроме того, в последние годы все чаще мусульманами становятся молодые люди, ранее никогда не интересовавшиеся вопросами религии. А поскольку радикальная группировка ИГИЛ в настоящее время пытается расширить сферу своего влияния в мусульманском мире, в том числе и за счет  вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность, это вызывает обеспокоенность.

Положительное восприятие многоженства современными молодыми женщинами-мусульманками представляет, по сути, не только правовую, психологическую и моральную опасность, но и может стать одним из этапов морально-психологической обработки молодых мусульманок представителями радикальных группировок.

Следует отметить, что отношение к женщине-мусульманке в нашем обществе в последние годы неоднозначное. Причина тут и в появлении на улицах российских городов все большего числа женщин в хиджабах, и участие женщин в террористических актах в качестве основных исполнителей, и увлечение молодых девушек радикальным исламом.

Женщина-мусульманка и общество

Наш институт провел социологическое исследование информированности молодежи в вопросах защиты прав мусульманских женщин в Республике Татарстан. Опрос проводился в четыре этапа с октября 2014-го по июнь 2015 года. Респондентами стали молодые жители Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска, Елабуги и Зеленодольска.

Анализ результатов соцопроса показывает, что, по мнению молодежи, для женщин-мусульманок приоритетными сферами общественной деятельности является материнство (35,1%) и замужество (29,8%), а профессиональная карьера, общественная и политическая работа больше подходят для светских женщин, которые, меньше заинтересованы в замужестве и материнстве.

45% респондентов считают, что что женщины-мусульманки никак не ущемлены в правах,, хотя молодые люди из Набережных Челнов и Зеленодольска склонны считать, что мусульманки имеют меньше прав, по сравнению со светскими женщинами.

Характеризуя современную мусульманку, молодежь отмечает такие ее характерные черты как послушание (75,7%), веру в Аллаха (64,8%), заботливость по отношению к близким (56,5%). В тоже время ей чужды такие понятия как свобода слова (9,5%) и вседозволенность (9,6%), она менее инициативна (12,9%) и менее самостоятельна (20,7%).

В то же время молодые люди из Казани склонны считать, что мусульманки более образованы, чем светские женщины, молодежь Набережных Челнов расценивает их как более самостоятельных, причем казанцы, альметьевцы, елабужане и зеленодольцы уверены, что мусульманская девушка смелее в своих поступках и действиях.

Кроме того, у небольшой части молодых людей мусульманка ассоциируется с женщиной угнетенной (10,2%), одетой в бесформенную одежду (21,1%) и террористкой ("шахидкой") (7,3%).

И хотя мусульманки имеют равные с другими гражданами права на получение высшего образования, успешное трудоустройство и достойную оплату труда, однако в возможности построить успешную профессиональную карьеру, участвовать в общественной и политической жизни приоритет отдается светским женщинам.

Большая часть молодых людей не согласна с утверждением, что в мире мусульманская женщина лишена прав и свобод (45,6%). Прецеденты, когда российские женщины-мусульманки в суде отстаивали свое право фотографироваться на паспорт в платке, положительно оценивают 38,5% татарстанской молодежи.

Многоженство и молодежь

В последние годы в обществе нередко звучат призывы узаконить многоженство. Однако это вызывает отрицательную реакцию у 68,4% молодых граждан Республики Татарстан. Они считают, что эта законодательная инициатива может пагубно отразиться на обществе (43,6%), мужчинам, которые готовы воспользоваться таким правом, будет тяжелее обеспечить свои семьи (30,5%), уменьшится участие отца в воспитании детей (11,6%). Их оппоненты, напротив, видят положительную сторону многоженства для российского общества (4,4%). Это связывается с возможностью улучшить демографическую ситуацию в стране, а также с тем, что это позволит одиноким женщинам вступить в законный брак.

Данная инициатива неоднократно обсуждалась учеными, политиками и парламентариями. Отдельные государственные деятели утверждают, что это положительно отразится на развитии российского общества, так как в стране женщин в разы больше, чем мужчин. Впрочем, такую точку зрения легко можно оспорить.

Исследования ученых показывают, что в возрастной группе до 4 лет на 1000 мальчиков приходится 947 девочек. Наиболее ощутимая разница наблюдается в возрастном сегменте 25-29 лет: на 1000 мужчин приходится 1023 женщины. А уже к 50-ти годам на 1000 мужчин приходится 1120 женщин. Это объясняется тем, что мужчины более подвержены рискам (ДТП, опасные увлечения, профессия, связанная с риском для жизни, влияние пагубных привычек, алкоголизм, наркомания и т.д.). Женщинам свойственна большая выживаемость. Та же статистика утверждает, что женатые мужчины живут в среднем на 10 лет дольше, чем одинокие.

В мире соотношение женщин и мужчин – 1 к 1,014.

Все это наводит на мысль, что женщины стали меньше ценить мужчин, окружать их заботой. Очень важным является и то, что у молодежи сегодня наблюдается тенденция создания семьи после построения профессиональной карьеры. То есть, все меньше молодых людей заключают брак в возрасте 20-25 лет. Значит, можно утверждать, что приоритеты общества в современном мире меняются. Все это влияет как на демографию, так и на морально-психологическое состояние общества.

По сравнению с мужчинами, мусульманские женщины имеют меньше прав в семье — так считают 83% молодых татарстанцев. Исследование показало, что по отдельным вопросам татарстанской молодежи свойственен правовой нигилизм. Так, около 70% молодых людей не осведомлены, что российское законодательство не дает права регистрировать в загсе брак мужчины с двумя и более женщинами одновременно, что характерно для шариата. Такое положение оставляет бесправной женщину, претендующую на роль второй или третьей жены. Дети, рожденные в таких браках, также остаются ущемленными в правах. Примечательно, что правовой нигилизм обнаруживаетсяя у молодых людей крупных из мегаполисов (Казань, Нижнекамск, Набережные Челны). В тоже время респонденты уверены, что вероисповедание родителей не влияет на права детей (42,7%).

Удивительно, но устоявшееся мнение о том, что мусульманские семьи являются более крепкими, чем светские, разделяет далеко не вся современная молодежь — так склонны считать 40,3% опрошенных, тогда как противоположного мнения придерживаются 37,5 % респондентов.

Факты успешности женщин-мусульманок в бизнесе или политике не известны 90% молодых граждан Татарстана, хотя одобрили бы такую инициативу мусульманок 43,1% опрошенных.
Несмотря на то, что большая часть молодежи считают неправомерным отказ в приеме на работу женщин-мусульманок из-за того, что они носят хиджаб (50,9%), хотя в случае равных образовательных и интеллектуальных характеристик сами респонденты сделали выбор в пользу светской женщины (42,8%).

Молодежь положительно относится к стремлению мусульманок к получению высшего образования и самосовершенствованию. Она также готова воспринять появление в обществе успешных женщин-мусульманок —предпринимателей, политических и общественных деятелей.

Но "женская доля" во многом зависит от самих женщин. Нельзя следовать религиозным фанатикам, нельзя забывать о своих правах и о том, что вы живете в правовом российском государстве, где многоженство — за рамками закона.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала