Рейтинг@Mail.ru
Федулина: то, что инвалиду нужно помогать, – стереотип - РИА Новости, 26.07.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Федулина: то, что инвалиду нужно помогать, – стереотип

© Фото : ГОУ СОШ № 367Женя Макаров стал лауреатом фестиваля для детей с ограниченными возможностями
Женя Макаров стал лауреатом фестиваля для детей с ограниченными возможностями
Читать ria.ru в
Указ президента «О национальной стратегии и действиях в интересах детей на 2012–2017 годы» законодательно закрепляет право детей-инвалидов на инклюзивное образование, в том числе профессиональное. Об обучении в вузе студентов с ограниченными возможностями в интервью РИА Новости рассказывает директор Нижегородского филиала университета Российской академии образования Слава Федулина.

Указ президента «О национальной стратегии и действиях в интересах детей на 2012–2017 годы» законодательно закрепляет право детей-инвалидов на инклюзивное образование, в том числе профессиональное. Об обучении в вузе студентов с ограниченными возможностями в интервью РИА Новости рассказывает директор Нижегородского филиала университета  Российской академии образования Слава Федулина.

- Слава Борисовна, как в вашем вузе помогают учиться студентам с инвалидностью?

- Вот и вы тоже с этого начинаете: «помогают». Распространенный стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями беспомощен и нуждается в постоянной опеке и поддержке, - совершенно неправилен. Эти ребята сильные, самодостаточные, целеустремленные, они много знают и умеют, у них обычно прекрасная школьная подготовка. В специализированных школах, в частности, для незрячих, слабовидящих, слабослышащих, дают очень хорошее образование и, кроме того, учат важным для таких школьников вещам: читать по губам, работать с особыми программами на компьютере.

- Почему тогда родители детей-инвалидов энергично борются за инклюзию, за право учиться в обычных школах?

- Мы изучали опыт Америки в этой сфере. Там, несмотря на широкое распространение инклюзивного образования, вовсе не отказываются от специализированных школ. Особенно это касается детей с проблемами со зрением, ведь им нужно не только осваивать общеобразовательную программу, но и развивать многие специфические умения: спецписьмо, например. Там считают, что у каждого ребенка и его родителя должен быть выбор: либо это специализированная школа, где он будет учиться среди детей, имеющих подобное ограничение здоровья, либо школа инклюзивная. Ведь все дети разные: у всех разные характеры, разное поведение. Кому-то комфортно и удобно учиться в этой школе, а кому-то это просто противопоказано в силу его индивидуальных способностей и особенностей.

- В чем главный смысл инклюзивного образования?

- В наше время всем это понятно: любой человек имеет право учиться, иметь достойную работу, вне зависимости от физических особенностей, возможностей и так далее. Но проблемы есть: далеко не во всех школах дети с ограниченными возможностями учатся совместно с остальными; во многих семьях нет понимания, что дети достойны одинаковых возможностей. А раз нет его в семье, соответственно, его нет у ряда молодых людей. Тут нужна целая система - начиная от детского сада и далее: школа, вуз, работа, общая доступная среда. На мой взгляд, если у нас не будет инклюзивного образования в школе и в вузе, то и не будет достойной социальной интеграции, о которой мы всё время говорим.

- Насколько сложно осуществить такую интеграцию в конкретном вузе?

- Современные образовательные технологии позволяют ее осуществить в полной мере. Специалисты из зарубежных университетов - они приезжают в наш университетский Центр подготовки журналистов, пишущих о людях с ограниченными возможностями, - рассказывают, как там создают среду инклюзивного обучения, разрабатывают социальные программы. Кстати, часто и эти зарубежные гости, и другие преподаватели Центра - сотрудники организаций, защищающих права инвалидов, - сами нуждаются в доступной среде: широких коридорах и дверях, пологих пандусах. Так что в своем вузе мы стараемся ее создать. У нас есть пандус, чтобы в здание было легче попасть. Сейчас делаем туалет в соответствии с требованиями СНиПов. Кроме того, мы создаем возможность обучения дома с использованием дистанционных технологий.

- Дистанционное обучение? Разве это тоже инклюзия?

- Можно называть это как угодно. Образовательные потребности у всех ребят разные. У нас была студентка факультета журналистики, которая вообще по состоянию здоровья очень редко может выходить из дома - только летом, в хорошую погоду. Она училась дистанционно. Участвовала во многих интересных делах, еще в студенческие годы стала активным волонтером «Банка времени», публиковалась в университетской газете - мы всё старались сделать для того, чтобы не было у нее ощущения оторванности от студенческого коллектива. Это очень важный момент - и для ребят с ограничениями здоровья, и для тех людей, у которых эти ограничения минимальны или отсутствуют. Все молодые люди должны быть вместе. Особенно в золотую студенческую пору, когда складываются отношения на всю жизнь.

- Этой студентке необходимо дистанционное образование. Но ведь многие хотят учиться очно, посещать лекции и семинары.

- У нас учились студенты и с ДЦП, и с ограничениями по зрению и по слуху. Мы всегда как-то стараемся помочь им реализовать творческий потенциал. Совсем недавно у нас была выставка фоторабот одного из наших выпускников - фотографии мест, где он путешествовал. У него проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Пока он учился, участвовал во многих творческих проектах. Выставка очень большой интерес вызвала.

- Пандусы, подъемники, спецучебники и компьютерные программы, расстановка столов полукругом (чтобы те, у кого проблемы со слухом, читали по губам) - что еще должен сделать вуз для таких студентов?

- Здесь, конечно, масса проблем. Скажем, в нашем здании при строительстве не был запланирован лифт. Наверное, нам нужно будет установить специальные подъемные устройства, изыскать для этого финансы. Пока что мы расположили на первом этаже самые важные помещения: компьютерный класс и библиотеку. Любой человек может туда попасть без препятствий, работать и учиться. Наша практика показывает, что студенты с инвалидностью всегда были лучшими, самыми успешными. Конечно, на занятии они садятся поближе к преподавателю. А тот знает, что такие ребята есть в группе, и старается четко говорить, артикулировать. Незрячие конспектируют лекции с помощью специальной ручки с иголочкой, которая накалывает в тетради букву за буквой. Кроме того, такому студенту всегда помогают однокурсники: подсказывают, если он что-то не увидел или не расслышал, предлагают вместе готовиться к занятиям, попросить у преподавателя лекцию в электронном виде.

- Все ли вузы сумеют выполнить требования июньского указа президента об обеспечении прав инвалидов на инклюзивное профессиональное образование?

- Трудно сказать. Это сложно, но - будем стараться. Главное, что этот указ, надеюсь, подтолкнет к тому, чтобы разрабатывались и появлялись хоть какие-то технические приспособления для людей с ограниченными возможностями.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала