Рейтинг@Mail.ru
Столетняя война и мирные будни одной французской провинции - РИА Новости, 03.08.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Столетняя война и мирные будни одной французской провинции

Читать ria.ru в
В течение почти трех веков два королевства - Франция и Англия - не перестанут соперничать за обладание Аквитанией, а также рядом других западных французских регионов.

Александра Каменская

КАСТИЙОН-ЛЯ-БАТАЙ, Аквитания (Франция) - РИА Новости. Около 300 лет Аквитания, всемирно известная своими винами марки Бордо юго-западная провинция Франции, оставалась под властью английской короны. Под предлогом отсутствия наследника мужского пола прекрасная Элеонора, правительница Аквитанского герцогства, в 1152 году будет покинута своим супругом, королем Франции Людовиком Седьмым, и выйдет замуж за английского принца Генриха Анжуйского, которому двумя годами позже будет суждено стать королем Англии, первым в династии Плантагенетов. В течение почти трех веков два королевства - Франция и Англия - не перестанут соперничать за обладание Аквитанией, а также рядом других западных французских регионов.

Около двухсот лет спустя после судьбоносных брачных перестановок в Аквитании, умрет, не оставив наследника, последний французский король из династии Капетингов. О своих претензиях на французский трон заявит король Англии Эдуард Третий, имеющий родственные связи с французской короной. Между Францией и Англией начнется война, которая войдет в историю под именем Столетней и станет чередой многочисленных сражений и периодов затишья, прежде чем  англичане будут окончательно изгнаны с территории Франции. «В 1453 году капитуляция английского гарнизона в Бордо положила конец Столетней войне», - лаконично подытоживает российская версия Википедии - популярной он-лайн энциклопедии. Большинство французов придерживаются такой же точки зрения.

«Действительно, в школе нас учат, что Столетняя война закончилась в 1453 году, но о битве при Кастийоне никто не упоминает», - признается историк Франк Ферран, стоя перед трехтысячными трибунами, установленными в небольшом городке под названием Кастийон-ля-Батай в 45 минутах езды от Бордо, все население которого составляет немногим более, чем количество предусмотренных на трибунах мест. Этим июльским вечером под открытым небом, на территории в 7 гектаров в Кастийон-ля-Батай вновь развернутся события, произошедшие здесь более пяти с половиной веков назад. Двухчасовой костюмированный спектакль с участием около 500 актеров и 50 лошадей расскажет о сражении, которое в 1453 году ознаменовало конец английского доминирования в Аквитании и в действительности стало последним крупным вооруженным столкновением Столетней войны.

Около восьмисот человек, задействованных в постановке и проведении спектакля, не получат за это денег - все они добровольцы. За тридцать лет существования этого, постепенно ставшего самым масштабным  в Аквитании, исторического представления, организуемого ежегодно в течение нескольких вечеров июля и августа,  в некоторых семьях сменилось уже по три поколения актеров. «Для того, чтобы сыграть в спектакле, многие специально берут отпуск!», - рассказывает режиссер-постановщик и композитор спектакля Эрик Ле Колен. Сам родом из региона, ставящий каждый год не менее пятнадцати зрелищных представлений во Франции и Бельгии, Эрик Ле Колен отвечает за постановку «Битвы при Кастийоне» уже более двадцати лет. Очередное представление состоится теперь только через неделю, и в этот обеденный час, с бокалом местного вина в руках, на залитой солнцем террасе с видом на холмистые, усеянные виноградниками земли Кастийона, он, наконец-то, может расслабиться. Накануне вечером он, как обычно, изо всех сил заводил, «подогревал» своих актеров перед началом представления. «В Кастийоне игра актеров чрезвычайно важна», - объясняет Эрик Ле Колен.

Действительно, в отличие от военно-исторического спектакля из эпохи Столетней войны, проводимого в расположенном в 300 километрах от Кастийон-ля-Батай парке развлечений Пюи дю фу, с  огромными рекламными панно, которые провожают всех отправляющихся с парижского вокзала Монпарнас пассажиров, у Эрика Ле Колена нет средств для того, чтобы возвести представление на технический уровень настоящего высокопрофессионального шоу. Созданный им спектакль - это не только сцены самого сражения, но также и сцены мирной жизни средневековой деревни, с выпасом скота, стиркой белья и другими повседневными занятиями. «Когда мы репетируем, я оставляю своего помощника обозревать всю картину, а сам смешиваюсь с актерами, наблюдая за ними изнутри, и если вижу, что кому-то не удается вжиться в роль, подсказываю им то, о чем они могли бы в этот момент думать, о чем могли бы говорить с партнерами по сцене. Я вижу каждого из них. И каждый из них чувствует свою важность», - говорит режиссер.

«Важными» чувствуют себя здесь и мальчишки, «работающие» официантами на предваряющем спектакль банкете на средневековый манер. И когда голубоглазый и черноволосый подросток Реми в майке футбольного клуба Бордо предлагает вам выбор из двух простых блюд: утка тонкими ломтиками или антрекот, оба варианта с непременной картошкой-фри, на его лице нет ни малейшего намека на улыбку. Предельно серьезен и Рене, шеф небольшой группы добровольцев, отвечающих за безопасность спектакля: он «обеспокоен всем», ведь кому-то может стать плохо из-за жары, кто-то из актеров или лошадей может получить травму, а у одной из задействованных в шоу телег может сломаться колесо... Рене, смотрящийся довольно грозно со своей постоянной спутницей - рацией, возглавляет «службу безопасности» современной битвы при Кастийоне вот уже пятый год подряд, и для него, как и для большинства других добровольцев, это, прежде всего, «большое человеческое приключение». По мнению многих участников действа, здесь находишь друзей. «И не только друзей. Скольких я уже переженил!», - улыбается режиссер Эрик Ле Колен.

Холмистые пейзажи винодельческого края Кот де Кастийон (Бордо)Надо сказать, что поражение англичан в Столетней войне сильно ударит по экономике Аквитании: регион в значительной степени лишится выгодных коммерческих связей с Англией, важное место в которых занимал экспорт вина. Аквитания того времени была настолько проанглийской, что некоторых зрителей сегодняшний римейк битвы при Кастийоне может сильно удивить: «Представление довольно антифранцузское. Чего стоит только то, как аквитанцы оплакивают в спектакле смерть английского генерала Джона Тэлбота...», - замечает зрительница. Но история есть история, и единственным памятником на месте событий является сегодня именно памятник убитому при Кастийоне 80-летнему командующему английской армией. Находящийся неподалеку от протекающей здесь реки Дордонь, вблизи небольшой фермы, не сразу заметный с дороги - так, что мэр Кастийон-ля-Батай Мишель Ольмьер велит остановить машину, чтобы его рассмотреть, памятник генералу сооружен на месте бывшей часовни, построенной французами в память о Тэлботе вскоре после сражения. «Интересно, что Аквитания и сегодня осталась немного «английской», - замечает историк Франк Ферран. Здесь и вправду сохранились многие памятники английского периода господства, как, например, замок 13 века в небольшом, соседнем с Кастийоном, городке Розан. Но Франк Ферран, автор нескольких популярных исторических романов, убежден, что дело не столько в памятниках, сколько в самих людях: «Они здесь имеют что-то общее с англосаксами», - говорит он.

Вид, открывающийся с просторного балкона Шато Питрэ - впечатляющего замка середины 19 века, построенного в стиле «ренессанс» и входящего в бордосский винный апеллясьон «Кот де Кастийон» - радует глаз аккуратными стогами сена на поле, окруженном сосново-кедровым лесом.  В этом будто бы вышедшем из сказки дворце с 18 спальнями и многочисленными салонами его владельцы, граф и графиня де Буань, больше любят бывать летом: ведь зимой отапливается только небольшая часть дома и он становится не слишком приспособленным для жизни.

Недавно овдовевшего 66-летнего Клода, простого вида жителя соседней с Кастийон-ля-Батай деревушки, вот уже 11 лет подряд играющего в представлении «Битва при Кастийоне» монаха, никак не причислишь к представителям местной знати. Но в кастийонском спектакле нет титулов и званий, и вовсе не исключено, что партнершей Клода в одной из сцен постановки когда-то была Мадам де Буань - она тоже несколько раз играла в этом воплощающем порыв целого региона «большом человеческом приключении»...

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала