Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
slide

Система образования в России: итоги и проблемы

Урок в школе. Архивное фото
Итоги дальнейшего развития системы образования будут рассмотрены на Госсовете при президенте РФ 23 декабря. Эксперты рассказали, какие позитивные моменты и проблемы возникали в этой сфере в 2015 году.

МОСКВА, 22 дек — РИА Новости. Система образования в России за 2015 год испытала множество сложностей, связанных как с внешними обстоятельствами глобального характера, так и с внутренними изменениями. Основные итоги, вопросы дальнейшего развития будут рассмотрены 23 декабря на Госсовете по образованию при президенте РФ.

Развитие "без шоков"

Глава комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов считает, что в дальнейшем система образования в России должна развиваться, "не испытывая шоков".

"Это самое вредное, что может быть. Должна осуществляться точечная настройка, но не очередные глобальные преобразования, которые могли бы просто и дальше расшатывать систему образования. Это вещь достаточно консервативная, достаточно отработанная, во многом испытанная, поэтому реформы не всегда здесь идут на пользу", — сказал Никонов РИА Новости.

Весьма позитивными для системы образования при этом академик РАО Виктор Болотов считает решения об отказе от выхода на единый учебник и блокировку отмены первого сентября как праздника начала учебного года. Эти инициативы были предложены в 2015 году, однако не нашли должной поддержки со стороны экспертов, а как следствие — у министерства образования и науки РФ.

По словам Болотова, модернизация педагогического образования последних лет привела к повышению конкурса при приеме на педагогические специальности во всех регионах России. А рост учительских зарплат выявил новые проблемы, связанные с выходом педагогов на пенсию. "Пенсия в разы меньше зарплаты, и педагоги будут до последнего пытаться, может быть даже вопреки своему здоровью, продолжать работать на ставках в школе. И в этом плане новых мест для молодых учителей больше не стало", — сказал Болотов.

Среднее профессиональное и высшее образование

"Я бы отметил то, что честность проведения итоговой аттестации в этом году заботами Рособрнадзора продолжает совершенствоваться, улучшаться, то есть контроль все строже и все больше доверия к результатам", — сказал РИА Новости Болотов.

По словам главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, порядка тысячи вузов, не соответствующих требованиям, были лишены аккредитации за последние годы, либо исключены из реестра лицензий. "В 2016 году запланировано проведение плановых проверок в отношении ста вузов и филиалов. Кроме того, Рособрнадзором будут проведены внеплановые проверки вузов и филиалов по результатам мониторинга, проведенного Минобрнауки России в 2015 году", — пояснил Кравцов.

Болотов отметил, что теперь необходимо увеличить внимание к системе среднего профессионального образования. "Это жесточайший вызов. При сокращении числа филиалов и плохих вузов, нужно думать о том, куда пойдут дети из этих вузов, куда пойдут выпускники будущего года. Очевидно, нужно предоставлять не места в высшей школе, в высшей школе уже нет ресурсов для новых объемов, а активно создавать места в профессиональном образовании", — сказал академик.

По мнению Болотова, сейчас в этом направлении сделаны лишь первые шаги. "Теперь нужно создавать в каждом субъекте федерации, в каждом муниципалитете структуры, связанные с профессиональным образованием. Куда посылать детей после завершения школы, нам нужно давать ответ. У нас не так много ресурсов, чтобы терять этих детей", — заявил он. При этом эксперт отмечает как весьма положительное решение об участии РФ в международном чемпионате World skills.

ЕГЭ

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов ранее напомнил, что коммунисты не раз предлагали обсудить на Госсовете проблемы общего образования. Он отметил, что общее образование "по-прежнему подчиняется схеме ЕГЭ, которая готовит усредненную серую личность и клиповое сознание, которое не способно охватить проблемы". Зюганов предложил вообще убрать ЕГЭ из системы образования в России.

Никонов в свою очередь отметил, что введение ЕГЭ вызывало много вопросов, но его отмена вызовет вопросов еще больше.

"Потому что опять станет проблема того, как организовывать систему равной аттестации всех детей, равных возможностей для поступления в вузы талантливых детей из глубинки. То есть все проблемы, которые решены с помощью ЕГЭ, возникнут снова. Кроме того, родители и дети уже ориентированы на определенную систему, и если сейчас эту систему ломать, это не вызовет поддержку ни со стороны родительского сообщества, ни со стороны детей", — сказал Никонов.

Бюджет

По словам Никонова, речь на заседании Госсовета пойдет о кадровых вопросах и финансировании сферы образования.

"Вопросы повышения зарплат учителей должны решаться в соответствии с "майскими указами" президента 2012 года, и они выполняются. Надо сказать, при всех разговорах о том, что будут сокращения расходов на образование, реально с теми поправками, которые были предложены "Единой Россией" (при рассмотрении закона о бюджете в Госдуме), сокращения расходов на образование нет", — добавил Никонов.

По мнению академика Болотова, бюджет системы образования в следующем году будет дефицитен. "Это следствие глобальных проблем. То есть может быть абсолютное число рублей и останется тем же самым, но наполнение рубля будет меньше, то есть за один и тот же рубль купить можно будет меньше. В этом плане со снабжением будет хуже", — рассказал он.

В качестве выхода из сложившейся ситуации, Болотов видит необходимость выделять наиболее приоритетные задачи и максимально сохранять их финансирование.

Государственные программы и международное сотрудничество

Отдельно развитие нормативной базы и инфраструктуры для инклюзивного образования, а также планы по развитию дополнительного образования и принятие правительством основ молодежной политики отметил заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов. "До конца года, я думаю, что будет принята государственная программа патриотического воспитания", — добавил замминистра.

"У нас укрепились еще больше международные контакты. В качестве показателя активности — это подписание соглашения с Францией в отношении признания дипломов, документов об образовании. И Италия ратифицировала ранее подписанный договор тоже о признании дипломов. У нас развивается все, что связано с БРИКС, со странами ШОС очень активные молодежные контакты", — сказал Каганов.

Также замминистра отметил активное развитие портала "Открытое образование", который перешел от стадии старта в стадию бурного развития. "У нас более двух с половиной миллионов пользователей из более чем 172 стран", — отметил Каганов.

Планы на 2016 год

По словам замминистра, в 2016 году в сфере образования будет много новых проектов. "Потому что очень многие вещи, которые мы готовили сейчас, они начинают работать с нового года", — пояснил Каганов.

Среди подготовленных в 2015 году изменений в системе образования в 2016 году вступит в силу нормативно-подушевое финансирование дополнительного образования, за чем последует развитие государственно-частного партнерства, как один из механизмов развития этой сферы.

"С 1 сентября 2016 года вступают в силу новые стандарты для обучения детей с инвалидностью и ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в начальной школе", — добавил Каганов.

Итоги и ожидания

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.