Рейтинг@Mail.ru
Из школьных клоунов в артисты: как встать на подмостки в Новосибирске - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Из школьных клоунов в артисты: как встать на подмостки в Новосибирске

Читать ria.ru в
Кто, чему и как учится в Новосибирском театральном институте - накануне Международного дня театра рассказал и.о. проректора по учебной и воспитательной работе Александр Зубов. А также он дал советы поступающим и объяснил, почему не удается обмануть приемную комиссию.

НОВОСИБИРСК, 27 мар — РИА Новости, Григорий Кроних. Кто, чему и как учится в Новосибирском театральном институте — накануне Международного дня театра рассказал и.о. проректора по учебной и воспитательной работе Александр Зубов. А также он дал советы поступающим и объяснил, почему не удается обмануть приемную комиссию.

Все новости региона читайте на РИА Новости Новосибирск >>

Как поступать? 

© РИА Новости / Павел КомаровНовосибирский государственный театральный институт
Новосибирский государственный театральный институт

"По моему сугубо личному мнению, если конкурс меньше десяти человек на место, то мы берем, ну… не брак, а людей спорных. Сейчас идет демографический спад и он нам мешает. Но бывают и неожиданности. Так, студент, зная, что он "спорный", пашет изо всех сил, и получается интересный результат, а тот, кто звездно поступал, через год ничего не представляет, потому что думал, что и так хорош", — говорит Зубов.

Правила поступления размещены на сайте института, Александр Евгеньевич добавляет к ним советы профессионала. 

© РИА Новости / Павел Комарови.о. проректора по учебной и воспитательной работе Новосибирского государственного театрального института Александр Зубов.
и.о. проректора по учебной и воспитательной работе Новосибирского государственного театрального института Александр Зубов.

Константин Хабенский открыл в Новосибирске вторую студию творческого развитияКонстантин Хабенский открыл в Новосибирске вторую студию творческого развитияИ.о. мэра Новосибирска Владимир Знатков и актер Константин Хабенский
Червячки и кошечки: Хабенский открыл актерскую студию в Новосибирске
"Самое главное — потренироваться на заданную тему: "как я сыграю зайчика?", как прочту это стихотворение от лица другого персонажа? Нужно попробовать себя "покидать", испытать в разных ситуациях", — говорит собеседник.

Второй его совет — не пытаться казаться кем-то другим. "Если мы и возьмем человека, то именно его, а не того, кем он себя представляет. Если мы ошибемся, то это выяснится очень быстро. Поэтому не стоит делать из себя другого, пытаясь угадать, что нам нужно", — поясняет Зубов.

Те, от кого "слышна фальшивинка", на экзаменах, как правило, проигрывают, добавляет он.

А также проваливаются те, кто зациклился на выученном. "Вот так выучил басню — и все. Попросишь его прочесть басню от другого персонажа — не от волка, а от зайца — и он теряется. Вариативность — самое полезное на экзаменах", — считает собеседник. 

© РИА Новости / Павел КомаровСтудент театрального вуза Новосибирска
Студент театрального вуза Новосибирска

"Клоун" — наш человек

Сад Альгамбра, где в начале XIX века в Ново-Николаевске (сейчас Новосибирск) появился первый театрЗдание Городского торгового корпуса в Новосибирске, сейчас здесь – Краеведческий музей
Синематограф на базаре: с чего начиналась культура Новосибирска
В условиях демографического спада педагоги вуза нередко сами идут за абитуриентами, например, в школы. "К нам поступают учиться люди, которым нравится быть в центре внимания, нравятся аплодисменты, нравится держать внимание большого количества людей, нравится быть ярким. И тот, кто в школьном классе "клоун" — наш человек", — говорит Александр Евгеньевич.

Но, по его словам, "клоуны" часто упускают, что современный актер — это обязательно личность — и личность, в том числе, обладающая хорошим образованием, и просто комиковать совершенно недостаточно. Режиссер, например, перечисляя имена разных композиторов, должен видеть в глазах студентов понимание. 

"Театр сейчас стал синтетическим, он ушел от разговорного литературного театра середины ХХ века. Сейчас практикуется соединение музыкальных, пластических, ассоциативных элементов, и за четыре года обучения будущие актеры должны суметь "присвоить" эти знания, сделать их своими", — говорит мастер. 

© РИА Новости / Павел КомаровРепетиционный зал Новосибирского государственного театрального института
Репетиционный зал Новосибирского государственного театрального института

Выставка в Новосибирске, архивное фото
Самого "культурного" жителя определят в Новосибирской области
А потому студентов ждут четыре года весьма насыщенной жизни. "Посмотрите расписание, — говорит педагог, — начинаются занятия в 9.15 и иногда длятся до 20.00. Это только занятия, а еще же много самостоятельной работы, на выходной ребята заранее записываются — происходит конкурентная битва за наиболее подходящую аудиторию для репетиций. Они нас чаще видят, чем родителей".

Он поясняет, что будущих артистов по возможности пытаются подготовить к любой ситуации в любом театре.

"Мы готовим актеров нескольких направлений, основные — это артисты драматического театра и кино, также артисты театра кукол — это уникальная специализация, артисты музыкального театра, артисты эстрады, и впервые готовится курс режиссеров драмы", — говорит собеседник.

Гуманитарный блок обучения в институте включает философию, иностранный язык, психологию, педагогику, а также историю отечественной литературы с акцентом на драматургию, историю музыки и музыкального театра.

Специфические предметы — сценическая речь и сценическое движение. Последнее не сводится ни к акробатике, ни к пантомиме, ни к боевым искусствам, хотя включает все элементы. Еще один предмет — танцы, обучение довольно широкое — от менуэтов до современных па. 

© РИА Новости / Павел КомаровПреподаватель танца Евгений Кольмин на репетиции с учениками
Преподаватель танца Евгений Кольмин на репетиции с учениками

Основная дисциплина — это, конечно, актерское мастерство, его преподают с первого курса и до последнего. Как говорит педагог, оно не создает артиста, но оформляет то, что в человеке заложено.

Что ломать и восполнять?

Чтобы стать профессионалом, первое, что необходимо преодолеть — это эгоизм, считает Зубов. "В школе привык — он особенный, а здесь все такие — ты один из нескольких. Здесь итоговый результат — коллективная работа: выигрывает один — выигрывают все, один игнорирует других — сыплется общая работа. Коллективность — природа театра", — говорит он.

Студентка НГТУ Лилия Петрова представит Новосибирск на конкурсе Краса России, архивное фото
Новосибирская лауреатка "Красы России" хочет сделать карьеру актрисы
А с коллективностью, добавляет собеседник, сейчас вообще проблема — психологическая и от того довольно сложная. Отсутствует умение творить вместе, причем не с тем, кто тебе нравится, а с любым, и с самым неприятным.

"Это для ребят непривычно по сравнению со школой, там можно даже с соседом по парте не общаться, а здесь с неприятным напарником душу вынимать на глазах зрителей", — говорит мастер.

Слабое образование, по словам собеседника, это еще одна проблема взаимоотношений театра и современной молодежи. В институт приходят обычные выпускники, которые литературу знают на среднем уровне, музыку и живопись чаще не знают совсем. И эти пробелы вузу приходиться восполнять. Причем, в экстренном режиме: ждать пока студенты все прочтут, времени нет.

Также Зубов отмечает, что нынешнее поколение плохо умеет двигаться. "Школьная физкультура мало что дает, танцами занимаются не все. Физическая накачка мышц еще встречается, но на уровне координации, сочетания различных ритмических рисунков существует большая проблема для преподавателей движения", — говорит Александр Евгеньевич.

Работа ветеринарной клиники, архивное фото
Новосибирские ветеринары удалили опухоль коню-актеру театра
Также, по его наблюдениям, абитуриенты последних лет отличаются неспособностью говорить. "Безобразная речь — дефектная, неумение в слове выражать мысль. Для некоторых проблема — глубина восприятия и отражения этого через себя. Проще — "а ля Камеди клаб". Глубинная подробная работа над собой применительно к роли — это не в генах сегодняшних выпускников", — говорит собеседник.

Это, по его мнению, произошло от того, что вся страна стала менее читающей и более смотрящей телевизор. "Парадокс: люди, пришедшие к нам, не понимают, что они пришли в театральный институт, они ассоциируют артистов с телешоу. Кое-кто даже не ходит в театр, мы их даже не расспрашиваем, каких артистов театра они знают", — поясняет собеседник.

Несмотря на все проблемы, уходят из института редко, а если такое и случается, то в самом начале. Но подавляющее большинство остается и втягивается в безумный ритм института.

Студент третьего курса Руслан Лаврентьев — один из таких втянувшихся. Он вдохновенно объясняет, что отличие театрального от других вузов в том, что здесь воспитывают человека как личность, раскрывают природу человека.

"Во всех профессиях главное голова. У нас голова не главное — важны тело, природа, чувство, душа, нутро здесь гораздо больше "раскачивается", чем одна голова. И граней больше", — говорит Лаврентьев.

Заместитель министра культуры Новосибирской области Игорь Решетников
На стыке годов: новосибирский минкульт о достижениях и планах
По его словам, нет окончательного результата, учиться нужно всегда. "Режиссеры постоянно на одну роль ставят по три человека, при том, что концепция спектакля этого не требует. Но нас ставят и заставляют делить время, аудиторию — усложняют специально, создают конкуренцию — готовят к будущему", — говорит будущий артист.

Отвечая на вопросы о будущем выпускников, Зубов подчеркивает, что выступая перед абитуриентами, школьниками, он никогда никого не зовет в театральный, наоборот, говорит о минусах. О том, что зарплата у артистов за редким исключением маленькая и жилья театры не дают.

Труд тяжелый, а популярность может прийти не скоро или вообще не прийти. Поступать на артиста, считает Зубов, следует только в одном случае — когда тебе на сцене быть приятнее, чем в зрительном зале. "Тогда, делать нечего, надо поступать", — говорит он. 

© РИА Новости / Павел КомаровРепертуар дипломных спектаклей выпускников театрального института Новосибирска
Репертуар дипломных спектаклей выпускников театрального института Новосибирска

Впрочем, если говорить о карьере, примеры есть разные, и что помогает в карьере — удача, талант, усердие или их сочетание — сказать невозможно.

Институт может оказать при трудоустройстве только посредническую помощь — рассылает информацию о выпускниках, особенно это важно для музыкальных театров — какой голос, какой репертуар поет.

"Вообще многие ведущие новосибирские артисты — наши выпускники: это и Белозеров, Лемешонок, Халида Иванова и так далее. В кукольном и музыкальном театрах, и даже в новосибирском оперном театре есть уже наш выпускник, — рассказывает Зубов. — Иван Шибанов работает в Москве, у нас начинали учебу Иван Стебунов и Евгений Миллер".

Выпускники театрального вуза Новосибирска работают практически во всех сибирских театрах, кто очень хочет — перебирается в Москву. "Но тут человек уже сам делает выбор: быть 1218 в Москве или вторым-третьим в Новосибирске. Но даже если люди из профессии уходят, то я не считаю, что это беда. Тот опыт, который дает театральный институт, помогает им в любой профессии", — заключает Зубов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала