Рейтинг@Mail.ru
Новосибирцы о фильме "Трудно быть богом": от восторга до тошноты - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новосибирцы о фильме "Трудно быть богом": от восторга до тошноты

© РИА Новости / Павел КомаровПоказ фильма "Трудно быть богом" в Новосибирске
Показ фильма Трудно быть богом в Новосибирске
Читать ria.ru в
Фильм Алексея Германа "Трудно быть богом" по одноименной повести братьев Стругацких выходит в прокат 27 февраля. Накануне корреспонденты РИА Новости посетили предварительный показ в Новосибирске и побеседовали с первыми зрителями.

НОВОСИБИРСК, 26 фев — РИА Новости, Григорий Кроних. Фильм Алексея Германа "Трудно быть богом" по одноименной повести братьев Стругацких выходит в прокат 27 февраля. Накануне корреспонденты РИА Новости посетили предварительный показ в Новосибирске в кинотеатре "Победа" и побеседовали с первыми зрителями.

Все новости региона читайте на РИА Новости Новосибирск >>

Содержание у Германа ровно то же, что и у Стругацких: земляне в 22 веке обнаружили планету, где развитие цивилизации соответствует земному раннему Средневековью. Земляне решили, что здесь близится эпоха Возрождения, поэтому на планету высадили несколько десятков ученых, они должны спасать книгочеев, "умников" и содействовать прогрессу.

До новосибирского предпоказа фильм демонстрировался в Риме, Москве и нескольких крупных городах России.

"Фильм — такой, каким его задумал и хотел видеть Леша, — объясняет его вдова Светлана Кармалита. — В средствах массовой информации появилась недостоверная информация, что мы занимались монтажом, это не так, мы выполнили только техническую работу".

© РИА Новости / Павел КомаровВдова режиссера Алексея Германа Светлана Кармалита представляет фильм "Трудно быть богом" в Новосибирске
Вдова режиссера Алексея Германа Светлана Кармалита представляет фильм Трудно быть богом в Новосибирске
Метод Германа

Мир государства Арканара жесток, грязен, отвратителен, это отмечается практически во всех рецензиях. В зрительном зале с разных сторон в финале прозвучало: "Мы это сделали!". В смысле — досмотрели кино до конца.

Слишком уж нежными стали зрители, и слишком привыкли развлекаться. Скука — еще один частый довод против фильма. Действие, правда, первую половину фильма не развивается, но это — Герман. Его планы многослойны, многофигурны, он досконально восстанавливает быт.

© РИА Новости / Павел КомаровПоказ фильма "Трудно быть богом" в Новосибирске
Показ фильма Трудно быть богом в Новосибирске
"Сначала все рисовалось — декорации, одежда, потом это все утверждалось — без подписи Германа ничего не происходило. Потом все это строилось, делалось… параллельно велись репетиции, — рассказывает Светлана Игоревна. — Репетировали все: и главные герои, и актеры со второго плана… Герман запрещал слово "массовка", он говорил, что это актеры, которые не стали известными не по их вине".

Кино и книга — разные

Книжный герой Румата мучился от того, что видел и обонял, а Румата — Ярмольник в Арканаре — свой, правда, он часто моется, разбрызгивает благовония и вытирается белыми платками, которые ему постоянно подают рабы. Герой книги прожил в Арканаре около десятка лет, а герой фильма — 20.

© РИА Новости / Павел КомаровПоказ фильма "Трудно быть богом" в Новосибирске
Показ фильма Трудно быть богом в Новосибирске
Его встроенностью в этот мир Кармалита объясняет и то, что он пропустил самое важное — нашествие "черных" — монашеского ордена. Все собирался послать разведчика на юг, да так и не послал. Монахи убивают серых штурмовиков, властвовавших прежде в городе, а заодно устраивают чистки среди горожан и местной знати.

Режиссер Алексей Герман-старший
"Трудно быть богом" Германа-старшего доделают без него - Ленфильм
"Когда долго командуют серые, то им на смену всегда приходят черные", — эти слова Руматы помнят все, кто читал повесть Стругацких. При этом после просмотра фильма у журналистов возникает вопрос: "А зрители смогут понять фильм, не зная текста?".

"Выбор прост: либо мы подстраиваемся под зрителя, либо… Что делать, если нам нравятся разные стихи?", — отвечает на этот вопрос Кармалита.

Одни зрители, действительно, говорят, что не понимают, о чем речь и на каком языке говорят герои. Так, молодого человека Артема, покинувшего кинозал со своей девушкой через полчаса после начала сеанса, оттолкнула именно непонятность.

"Мне понравился сюжет — о том, как земляне отправляются на средневековую планету, помогать развитию цивилизации… Но надо писать и объяснять — что это такое более честно. Во время фильма попить невозможно — противно", — говорит он.

© РИА Новости / Павел КомаровЗрители фильма "Трудно быть богом" в Новосибирске
Зрители фильма Трудно быть богом в Новосибирске
Его спутница Татьяна соглашается, что более ясное описание фильма поможет зрителям подготовиться или принять решение не ходить на него. Ее смутил натурализм фильма. "Достаточно раз показать, что общество необразованное, зачем сморкаются постоянно и что-то все нюхают — я не поняла. То ли грязь, то ли фекалии…", — говорит она.

Владимир предъявляет претензии фильму за Стругацких, он тоже покинул зал довольно рано. "Стругацкие для меня — святое, я их обожаю, в них есть мудрость, но здесь я ее что-то не заметил. Здесь Стругацких нет. Никакого благородства, красоты, языка… Взять хотя бы поведение Руматы, здесь слишком много грязи, в том числе в словах", — говорит он.

Понимать надо — на что идешь

Ольга Вадимовна, преподаватель художественного училища, тоже не досмотрела фильм. "Я была готова, рецензии читала, но все равно не выдержала, — говорит она. — Пороки нашего общества — это не новость. Может, стоило до конца досмотреть, но меня просто физически тошнить начало… Может быть усилие приложить и досмотреть, но зачем? Я не люблю низменные темы возводить в абсолют. Человек остается человеком — что в средние века, что сейчас".

Кадр из фильма Трудно быть богом
"Трудно быть богом" Алексея Германа: 10 кадров из жизни Арканара
Собеседница добавляет, что, наверное, можно привыкнуть к тому, что на экране, если долго смотреть. "Но я всегда думаю — зачем нужно искусство? Оно должно низость показывать или красоту?.. Герман тоже об этом рассуждал", — говорит зрительница.

Елена разделяет фильм и книгу, как совершенно независимые произведения.

"Я оригинал давно читала, но помню — атмосфера другая, сравнивать смысла не имеет. Сюжетная канва та же, но то, что там происходит — свершено невозможно сказать, что это Стругацкие… Почему это так все мокро, грязно, почему месится с фекальными массами? Эту эпоху можно же по-разному представлять. "Имя розы" — тоже Средневековье, но смотреть не так противно", — заключает она.

© РИА Новости / Павел КомаровЗрители перед показом фильма "Трудно быть богом" в Новосибирске
Зрители перед показом фильма Трудно быть богом в Новосибирске
Заместителю директора филиала Российского авторского общества Владимиру Войту фильм, напротив, показался очень интересным: "Впечатление — очень сложное — видишь другое понимание жизни, вещей — всего. Потихоньку углубляешься, начинаешь понимать — как главный герой себя держит, почему он так себя ведет".

А вот Дмитрий, выйдя досрочно из зрительного зала, пожаловался на головную боль. "Это невозможно — мы держались, держались, но больше невозможно. У меня в кино голова в жизни не болела, а здесь заболела. Мерзость… если они хотели, чтобы мы расслабились и приняли эту информацию, то это как-то по-другому надо сделать… Я все время был закрыт", — говорит он.

Он не видит пользы в этом фильме и считает реконструкцию мира Средневековья не живой, а искусственной: "Средневековье — оно тоже разным было. Да и зачем дотошная реконструкция, если глаз на ней не останавливается, не замечает? Второй раз точно не пойду, для этого надо быть мазохистом", — заключает он.

© РИА Новости / Павел КомаровНовосибирский журналист Кирилл Наконечный
Новосибирский журналист Кирилл Наконечный
Журналист Кирилл Наконечный отмечает, что Герман затрагивает болезненную тему, которую люди мало-мальски чувствующие и абстрактно мыслящие и так понимают.

"Это о торжестве охлоса, я и так это понимаю, и для меня смотреть это кино — акт мазохизма, а я к нему не очень склонен. Для человека, который через это переживание не проходил, оно может быть полезным… Попробовать посмотреть надо всем — только заранее понимать, на что ты идешь", — говорит он.

Актер Леонид Ярмольник, архивное фото
Ярмольник не был готов к столь затяжным съемкам "Трудно быть богом"
Заместителю министра культуры Новосибирской области Игорю Решетникову в фильме не хватило действия, развития смыслов.

"Я считаю, что у каждого свой взгляд на мир, у Германа свой. Он — прекрасный мастер, актеры играют изумительно… Развития сюжета нет, нет динамики, она только визуальная (составляющая), а смысловой нет. Я хочу думать, а не могу. Я думаю, что посмотрю второй раз, более осмысленно… И честно говоря, мне люди не нужны, люди закрывают мое сознание, я испытываю неловкость. Это — фильм для одного, для камерного просмотра", — говорит Решетников.

Журналист Константин Кантеров после просмотра сказал, что также чувствует необходимость пересмотреть "Трудно быть богом" заново.

© РИА Новости / Павел КомаровПоказ фильма "Трудно быть богом" в Новосибирске
Показ фильма Трудно быть богом в Новосибирске
"Фильм, который потрясает. Эстетика необыкновенная. Я, может быть, не очень продвинутый киноман, но могу сказать, что ничего подобного не видел еще… Я чувствую необходимость пересмотреть, потому что фильм непростой, но, наверное, не скоро смогу… Когда фильм идет три часа, ты не убежишь, и ты переходишь в то состояние, которое запланировал режиссер", — прокомментировал он.

Кантеров считает, что человеку, который хочет понимать, в какой стадии находится современное искусство, стоит посмотреть фильм. "Это, безусловно, новый язык, то, что делал Герман, — это всегда было слово, шаг вперед. Киноискусство с каждым его фильмом уходило вперед, и с этим фильмом, мне кажется, тоже пошло дальше", — резюмировал собеседник.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала