О развитии станкостроительной и авиационной отрасли в Ульяновской области, борьбе с незаконными действиями коллекторских агентств и развитии туризма в регионе в интервью РИА Новости рассказал врио губернатора Сергей Морозов.
— Как сейчас идет работа по созданию станкостроительного кластера в Ульяновской области?
— Исторически сложилось, что Ульяновская область была одним из центров станкостроения в России с середины прошлого века. На территории нашего региона получали прописку сложнейшие, значительно опередившие свое время промышленные производства в самых передовых отраслях, таких как автомобилестроение, производство тяжелых и уникальных станков, моторостроение, авиационная промышленность и многие другие. Многие из них мы сохранили в сложный период перестройки, провели глубокую модернизацию производства, внедряли новые технологии. И сейчас их развиваем в разрезе кластеров: авиационный, машиностроительный, станкостроительный. В основе последнего — как производства с многолетней историей работы на территории региона (ООО "УЗТС"; ООО "Интерстанкосервис"; ЗАО "Фрест"; ООО ИПК "Халтек"; ТД "Симбирский станкостроительный завод"), так и совершенно новые, оборудованные по последнему слову техники станкостроительные заводы, осуществляющие выпуск перспективных станков.
Ульяновская область создала уникальный, весьма привлекательный инвестиционный климат, который позволяет продолжить эти традиции и привлекать в регион компании с мировым именем. Несмотря на санкции, интерес к региону не ослабевает. Это говорит о том, что европейская бизнес-кооперация продолжается.
Одним из наших партнеров стала германо-японская компания DMG MORI. Среди других — многие глобальные партнеры и поставщики этой компании, в том числе из Чехии, Германии и Голландии.
Объем инвестиций компании DMG MORI в завод, который она построила на территории нашего региона, составляет более 70 миллионов евро. Из них — 40 миллионов евро было потрачено на строительство, а 30 миллионов евро — стоимость оборудования. Запланированная производственная мощность на 2017 год — около тысячи станков в год.
После выхода проекта на расчетную мощность будет создано около 250 высокооплачиваемых рабочих мест. Продукция ульяновского предприятия будет реализовываться на территории России, Белоруссии и Казахстана.
Хочу отметить, что завод DMG MORI стал самым крупным станкостроительным предприятием в РФ. В ближайшее время рядом с ним начнется строительство индустриального парка поставщиков. Первые участники парка уже известны — это компании "Гондранд" и "Мэйфран".
— Какие еще иностранные предприятия присоединятся к станкостроительному кластеру?
— В этом году на строительную площадку выйдет еще один инвестор с новым станкостроительным заводом компании Hermle. Объем инвестиций на первом этапе составит более 400 миллионов рублей.
Также чешская компания Trimill приступит к строительству на территории региона завода по производству сверхскоростных обрабатывающих центров. Примерно в конце апреля первый станок компании Timill будет передан ульяновскому авиационному заводу "Авиастар — СП". Его привезут из Чехии, а уже через какое-то время такие же мы будем производить на территории региона.
В ходе моей последней поездки в Чехию было подписано соглашение с другой крупной компанией — Hestego. Компания станет резидентом большого индустриального парка поставщиков для станкостроения. Чешская компания пока разместит свое производство на арендованных площадях с перспективой строительства собственного предприятия на территории региона. Объем инвестиций в первую очередь проекта составит 100 миллионов рублей, на базе предприятия будет создано 80 новых рабочих мест для жителей региона. Компания планирует начать реализацию проекта уже в этом году.
— Недавно вы заявили о возможном создании центра инновационных технических знаний в Ульяновске. Расскажите про этот проект. Кого вы рассматриваете в качестве партнера?
— Нам удалось сохранить и приумножить советское научное наследие по всем направлениям — от авиационной промышленности до машиностроения, но для движения в инновационное будущее этого явно недостаточно. Для новых достижений мы выбираем лучших. Одним из наших партнеров, мы надеемся, станет израильский университет "Технион".
Мы ознакомились с опытом университета в области международной кооперации и обсудили несколько возможных вариантов сотрудничества. И прежде всего — проект центра инновационных технических знаний Ульяновской области.
Проект уже получил поддержку ведущего европейского научного центра KU Leuven LRD — первого в континентальной Европе университета по успешности процесса коммерциализации инноваций. Руководители израильского вуза рассказали о двух крупных проектах, которые разворачиваются сейчас в Нью-Йорке (США) и провинции Гуанчжоу (Китай), и механизмах их реализации.
Планируется, что запуск этих проектов позволит студентам Ульяновской области и других российских городов получать образование принципиально иного уровня по многим техническим дисциплинам, инженерии, информационным технологиям, материаловедению, чистой энергетике и другим. По итогам встречи создана рабочая группа, которая будет координировать дальнейшие действия по расширению сотрудничества Ульяновской области и "Техниона" в сфере импорта знаний.
Этот проект призван преодолеть отставание в формировании научно-технических знаний и выполнить важные задачи, которые диктуют современное развитие технологий и инноваций. Реализация проекта задействует потенциал, который изначально существовал в Ульяновске, одном из университетских центров СССР, и базу Ульяновского наноцентра Ulnanotech, являющегося совместным проектом Ульяновской области и "Роснано".
— Как вы оцениваете перспективы завода "Авиастар"? Каких изменений на предприятии вы ждете в связи с приходом нового директора? Какие еще новые перспективы видите для развития авиационного потенциала региона?
— Несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, "Авиастар-СП" остается одним из наиболее перспективных предприятий России, занимающим достойное место среди ведущих производителей авиационной техники. Возможности завода позволяют реализовывать крупномасштабные инновационные и производственные проекты.
Сейчас завод продолжает выполнять контракт на поставку 39 самолетов Ил-76МД-90А для министерства обороны РФ на сумму 140 миллиардов рублей. Это самый крупный заказ в российском авиапроме за всю его историю. На сегодня в производстве в разной степени готовности находятся около десяти самолетов.
На "Авиастар-СП" изготавливаются и обслуживаются самолеты семейства Ту-204 (пассажирские и грузовые версии). В этом году завод планирует передать четыре воздушных судна, два из которых — в специальный летный отряд "Россия" управделами президента страны. С 2012 года "Авиастар" ведет монтаж интерьеров и отработку систем самолетов семейства SSJ-100. В минувшем году завод передал 11 машин, в этом будет передано 13 самолетов.
Ульяновский завод участвует в кооперации с Иркутским авиационным заводом по производству перспективного среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. В рамках кооперации на "Авиастаре" изготавливаются панели и хвостовые отсеки фюзеляжа, двери и люки. Планируется, что в 2016 году первая машина должна подняться в воздух.
Также совместно с Воронежским авиационным заводом "Авиастар" участвует в новом масштабном проекте по подготовке производства легкого транспортного самолета Ил-112В. Уже скоро предприятие начнет сдавать первые детали. Согласно кооперации, АО "Авиастар-СП" производит панели на отсеки фюзеляжа Ф-1, Ф-2, Ф-3, люки и двери.
Необходимо сделать все возможное, чтобы "Авиастар" вышел на новый уровень производства самолетной продукции, стал более эффективным. Хотелось бы, чтобы ульяновские воздушные суда в линейке самолетов ОАК были востребованными в отечественных и зарубежных авиакомпаниях. Сегодня такая аналитическая работа уже проводится.
Но Авиастар — не единственная точка роста нашего авиационного кластера. Мы стараемся удержать звание авиационной столицы России. Буквально на днях вместе с компанией Т1 мы дали старт первой очереди проекта, в результате которого создадим лучший, если не единственный, центр кастомизации самолетов. На первом этапе открыли складской комплекс класса "А". Затем на базе проектируемого ангарного комплекса "Т1" будет реализована идея Супермаркета ТОиР. Кроме провайдеров технического обслуживания и ремонта воздушных судов на площадке разместятся предприятия, предлагающие сопутствующие услуги — окраску самолетов, кастомизацию, модернизацию салонов. Отдельно стоящий ангарный комплекс "Т1" позволит обслуживать одновременно до трех широкофюзеляжных воздушных судов типа Boeing-747 и 777 или до 10-12 узкофюзеляжных машин Boeing-737, а также будет вмещать производственные цеха для ремонта компонентов и двигателей, металлообработки и авионики.
Уже сейчас компания планирует создание центров ремонта авиадвигателей и кастомизации для новых российских ВС, SSJ и МС-21. Также прорабатывается возможность создания центра конвертации пассажирских воздушных судов в грузовые машины.
Кроме авиационного направления, ООО "Т1" серьезное значение придает развитию логистики и намерено создать на территории ПОЭЗ терминально-логистический центр с железнодорожным терминалом, позволяющим осуществлять формирование и эксплуатацию контейнерных поездов, для прямой доставки и обработки контейнеризированных грузов между Китаем, Россией и странами Евросоюза.
Уже в недалеком будущем на территории ПОЭЗ будет располагаться порядка 100 крупных компаний, в которых будут работать свыше 17 тысяч наших ульяновцев.
— Ульяновская область выходила с законодательной инициативой о внесении законопроекта, регулирующего деятельность коллекторских агентств в России. На какой стадии сейчас рассмотрение этой инициативы?
— Проблема назрела давно, и последней каплей стал произошедший в Ульяновской области в январе чудовищный случай с обожженным малышом, который потряс всю страну. Поэтому мы выступили с инициативой о внесении изменений в федеральное законодательство и направили обращения председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко и председателю Государственной думы Сергею Нарышкину. Мы попросили ускорить принятие федерального закона, устанавливающего требования к коллекторской деятельности в России.
После нашего обращения были внесены на рассмотрение Госдумы ряд федеральных законопроектов, направленных на защиту прав граждан от "черных коллекторов". Один из таких документов нам прислали для внесения предложений — это законопроект "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов".
Мы предложили разработчикам сократить срок направления заявления об отказе от взаимодействия с кредитором с трех месяцев до 30 дней, установить мораторий на начисление штрафов, пени и других санкций по кредиту по уважительной причине, например, длительной болезни заемщика или смерти близкого человека. Отрадно, что эта инициатива Ульяновской области нашла полное понимание у федеральной власти.
— Какие меры защиты от незаконных действий коллекторов были приняты в Ульяновской области после того, как произошел случай с травмированием ребенка?
— У себя в регионе мы стараемся в границах своих компетенций защитить людей от недобросовестных выбивателей долгов.
В Ульяновской области создан центр правовой помощи при незаконных взысканиях задолженности, где люди могут получить консультации, помощь в составлении жалоб и других документов. Всего за месяц работы уже принято порядка 65 обращений, многие заявители уже получили помощь. Кроме того, в ближайшее время региональное отделение "Ассоциации юристов России" начнет распространять памятки по защите прав заемщиков.
— Ульяновская область является куратором проекта "Красный маршрут" для туристов из КНР. Какой приток китайских туристов ожидает регион в ближайшие два года?
— За последние два года в рамках проекта Ульяновская область приняла более тысячи жителей Китая. Эта цифра может быть незначительной на фоне общего туристского потока в России, но является уникальным опытом среди регионов. Для вновь открывшегося направления это довольно высокий результат. За 2016 год мы ждем увеличения притока китайских туристов до трех тысяч человек в год, а концу 2017 — до пяти тысяч.
В этом году "Красный маршрут" запускается уже в постоянно действующем режиме. Так, по специальным программам проекта еженедельно планируется принимать группы китайских туристов по 30-40 человек. Уже в ближайшем будущем планируется тематическое и географическое расширение программы тура, включение дополнительных объектов туристического интереса и шоу-мероприятий, направленных на популяризацию ключевых моментов истории СССР и жизни Владимира Ульянова-Ленина.
При поддержке государственного управления по туризму КНР к 2017 году планируется открыть прямое рейсовое авиасообщение между Ульяновской областью и центральными провинциями Китая. Это будет способствовать расширению российско-китайского туристического потока и укреплению межгосударственного сотрудничества.
— Как в дальнейшем будет развиваться проект "Красный маршрут"?
— Ульяновская область, как координатор проекта, участвует в составлении полного реестра российских объектов "Красного туризма" — тех объектов советского наследия, которые потенциально интересны для туристов. Причем в среднесрочной перспективе мы не ограничиваем круг потенциальных гостей "красного маршрута" китайскими туристами.
Согласно нашим исследованиям, советская тема интересна и российским туристам, и туристам из стран бывшего Союза, и европейцам. В будущем "Красный маршрут" может расширить линейку своих продуктов, ориентируя их на запросы самых разных аудиторий. Мы активно ведем подготовку для последующей диверсификации программ "красного туризма". К примеру, уже сейчас нами разработана пятидневная патриотическая программа для российских туристов под брендом "Красный маршрут". В перспективе такие же программы могут появиться и для европейской аудитории, и перечень регионов, городов и объектов показа, входящие в них, может стать значительно больше. Поэтому, как координаторы проекта, мы призываем регионы активно участвовать в составлении единого реестра объектов "красного туризма" и вносить свои предложения по формированию альтернативных туристических программ. За неполные два года существования "Красный маршрут" уже успел себя зарекомендовать как один из наиболее перспективных проектов в сфере туристического сотрудничества между Россий и КНР. Будучи идейным вдохновителем и главным координатором проекта, Ульяновская область готова и в дальнейшем заниматься развитием, продвижением и реализацией проекта "Красный маршрут".
— В конце прошлой недели вы принимали участие в конференции "ИнвестРос". Полезны ли такого рода форумы? Удалось ли услышать что-то новое, может быть, провести переговоры с инвесторами?
— На различных специализированных конференциях такого формата мы не только принимаем участие в панельных дискуссиях и круглых столах, но и прежде всего проводим огромное количество переговоров с нашими потенциальными партнерами. И это мероприятие не исключение.
Я провел ряд встреч с руководителями компаний-инвесторов, заинтересованных в открытии предприятий на базе нашего региона. Открытие новых производств позволит не только создать дополнительные рабочие места и увеличить налогооблагаемую базу региона, но и развить отдельные отрасли ульяновской экономики. В первую очередь — наукоемкие технологии.
Одно предприятие, которое планируется разместить на территории особой экономической зоны в Ульяновске, привлечет в экономику региона не менее 6 миллиардов.
Соглашение о намерениях планируется подписать уже в июне.
Кроме того, крупное производство появится в Димитровграде. Провели очень конструктивные переговоры.
Уже в ближайшее время мы начнем работу по формированию индустриального парка в Димитровграде. Он объединит как уже действующие предприятия, так и новые современные производства, которые будут там созданы. Сумма инвестиций составит 8 миллиардов рублей. А город получит три тысячи новых рабочих мест. Это позволит диверсифицировать экономику и создать условия для развития бизнеса.
С целью реализации этого проекта подписано соглашение с Фондом развития моногородов. В ближайшее время мы получим порядка одного миллиарда рублей на создание всей необходимой инфраструктуры индустриального парка.