Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
slide

Савчук: квоты на судостроение дадут толчок в развитии рыбной отрасли

Заместитель главы Росрыболовства Петр Савчук
О проблемах рыбной отрасли и ожиданиях рыбопромышленников от этого заседания в интервью РИА Новости рассказал заместитель главы Росрыболовства Петр Савчук.

Новая концепция развития рыбной промышленности будет представлена в октябре на заседании президиума Госсовета по развитию рыбохозяйственного комплекса, которое состоится на Дальнем Востоке. О проблемах рыбной отрасли и ожиданиях рыбопромышленников от этого заседания в интервью РИА Новости рассказал заместитель главы Росрыболовства Петр Савчук.

— Какие проблемы отрасли вы считаете наиболее актуальными, чего ждут рыбопромышленники от заседания?

— На сегодняшний день основная дискуссия разворачивается вокруг следующих вопросов: принцип распределения квот, повышение эффективности промысла, развитие переработки, обновление флота. Обо всем по порядку.

Предложенный ранее принцип наделения квотой на 10 лет показал свою состоятельность. Из этого вытекает очевидное желание — сохранить данный расклад на максимально длительный период. И в этом желании нет ничего предосудительного. На рабочей группе Госсовета обсуждается вариант пролонгации — наделение квотой на 25 лет, но с некоторыми корректировками.

Предлагается повысить минимальный порог освоения квоты с текущих 50% до 70%. Этой мерой преследуется следующая важная цель — вытеснение из отрасли компаний-рантье, которые не заинтересованы в инвестициях, в повышении эффективности вылова и внедрении инноваций. Также активно обсуждается использование коэффициента 1,2, увеличивающего размер квоты компаний, осуществляющих промысел в прибрежной зоне. Прибрежное рыболовство в настоящее время является связующим звеном между морем и береговой переработкой. Необходимо стимулировать рыбаков, работающих в 12-мильной зоне, вылавливать и доставлять на берег больше и делать это экономически эффективнее. Что касается разделения промышленной и прибрежной квот, то выработанной позиции по этому вопросу пока нет. На повестке имеются предложения по возвращению к единому морскому пространству.

Следующий важный вопрос — развитие логистической и инфраструктурной составляющей отрасли. Нам нужны современные холодильники, рыбоперерабатывающие заводы, перевалочные комплексы. В этой связи мы рассматриваем несколько вариантов создания рыбных кластеров: в Приморском крае, на Сахалине и в европейской части России, где могут базироваться мощности для глубокой переработки рыбопродукции.

Ну и, конечно, нельзя не упомянуть тему, вокруг которой в последнее время возникла горячая дискуссия — государственная поддержка инвестиций, а именно строительства современного рыбопромыслового флота через наделение квотой. Эта тема получила краткое обозначение "квота господдержки", прошу не путать с понятием "квота под киль". Хочу отметить, что методов достижения желаемого эффекта несколько — можно наделить квотой новые суда в качестве меры поощрения строительства, как это предлагает сделать Росрыболовство. При этом большая часть квоты остается в пользовании на длительный срок у текущих держателей, так как предельный размер изъятия может составить лишь 20% квоты и то по отдельным объектам промысла, по которым будет принято решение.

Альтернативное, более принципиальное мнение — сохранение квоты только за теми пользователями, кто предъявил соответствующие данному размеру квот инвестиции. Отсутствие на протяжении нескольких лет подтвержденных инвестиций в строительство флота, модернизацию или переработку будет грозить изъятием квоты у пользователя.

— Одна из самых обсуждаемых в отрасли тем — изменения в Закон о рыболовстве, в первую очередь, в части распределения квот на вылов рыбы с 2018 года. Какова позиция Росрыболовства по этому вопросу?

— Росрыболовство предлагает сохранить исторический принцип, который действует с 2008 года. Но мы хотим дополнить его инструментами, способными значительно повысить инвестиционную привлекательность отрасли. Одним из таких инструментов, поддерживаемых нами, является наделение вводимых в эксплуатацию новых промысловых судов квотами господдержки. Флоту, береговой инфраструктуре, перерабатывающим мощностям нужен мощный толчок для развития. К сожалению, тот уровень инвестиций, который мы имеем по прошествии 10 лет, совершенно недостаточен для отрасли. Наглядным отражением этого уровня является степень изношенности и недостаточной экономической эффективности рыбопромыслового флота.

— Существует мнение, что "квоты под киль" приведут к переделу в отрасли, при этом работающие рыбопромышленные предприятия с собственной базой и флотом могут лишиться ресурсов и перспектив. Как сохранить стабильность, которую дает "исторический принцип", простимулировав при этом развитие флота?

— Условия, заложенные в механизм господдержки квотой, созданы для всех. Прежде всего, для тех, кто заинтересован в строительстве. Прежний опыт строительства судов на зарубежных верфях на государственные деньги показал свою несостоятельность. Имею в виду строительство норвежских, испанских, немецких судов, за которые впоследствии не рассчитались. При этом фактически государство ничего не получило за использование рыбаками этих квот. Поэтому сейчас очень важно выстроить четкий, прозрачный механизм, который не приведет к переделу в отрасли и будет способен эффективно функционировать на протяжении многих лет. Суть механизма в следующем: во-первых, квота господдержки будет изъята с определенных объектов промысла и в определенных пределах. Такое изъятие будет осуществляться в том объеме, который необходим на момент ввода в эксплуатацию каждого построенного судна и не может превышать 20% от совокупной квоты. Во-вторых, размер квоты господдержки не должен превышать определенный процент от заявленной промысловой нагрузки судна. Наконец, по прошествии 10 лет — расчетного срока окупаемости проекта, компания-собственник возвращает квоты государству, которое передает их в поддержку на тот момент вводимых новых судов.

Каждое предприятие способно воспользоваться предложенным механизмом и начать строить современные высокопроизводительные суда. Для этого будет создана прозрачная система учета заявок на строительство, учитывающая интересы всех игроков рынка, независимо от размера компании, региона базирования и финансового положения.

Безусловно, необходимо будет проработать механизм финансирования проектов. Одним из решений видится создание работоспособной схемы лизинга. Экономика проекта показывает, что без господдержки компании не будут строить новые суда. Расчетный период окупаемости проекта судна без господдержки — 17-20 лет.

Необходимо также понимать, что государство ожидает увидеть высокотехнологичные и высокопроизводительные суда: совершенно новое оборудование, возможность производить на борту продукцию высокой степени переработки. Это то, к чему мы должны стремиться.

—  Есть ли другой механизм, позволяющий решить проблему устаревшего флота и избавиться от проблем в отрасли, в частности, "квотных рантье"? Можем ли мы использовать зарубежный опыт?

— Сейчас мы ведем диалог с рыбаками, проводим совещания по теме строительства флота. Но, к сожалению, сдвигов нет, флот не строится. Одна-две компании проводят подготовительную работу в этом направлении. Многие предпочитают использовать другой подход, покупая устаревшие суда зарубежной постройки, успевшие проработать за рубежом много лет. Надо менять эту тенденцию, мы не должны оставаться на задворках рыбопромыслового судостроения.

— Насколько известно, предложение Росрыболовства поддержали некоторые рыбодобывающие компании…

— Некоторые компании эту позицию поддержали. Среди них — "Русская рыбопромышленная компания", "Доброфлот", колхоз "Приморец". Эти компании готовы участвовать в проекте наделения квотой господдержки. Еще раз повторюсь, по нашим расчетам новое крупнотоннажное судно в при условии господдержки способно окупить себя в течении 10 лет. Таким образом, соблюдаются интересы бизнеса, инвестирующего деньги и государства, реализующего программу развития отрасли.

— Ощутит ли потребитель выгоду от предлагаемых изменений в Закон о рыболовстве? Как они повлияют на цену и качество рыбы на прилавках?

— Одно из ключевых требований к судам новой постройки — производство качественной продукции с высокой степенью переработки на борту. Продукция будет производиться с меньшими издержками по сравнению с существующим уровнем, с минимальным уровнем брака. Конечный потребитель должен, безусловно, выиграть от предлагаемых изменений за счет повышения качества конечной продукции.

Интервью

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.