Рейтинг@Mail.ru
Шохин: нужно принять трехлетнюю стратегию сотрудничества G20 и B20 - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Шохин: нужно принять трехлетнюю стратегию сотрудничества G20 и B20

Читать ria.ru в
О том, как проходил диалог между G20 и B20 в период российского председательства, какие рекомендации предпринимателей были трансформированы в конкретные обязательства, а также о задачах на будущее рассказал в интервью РИА Новости председатель "Деловой двадцатки", президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

Достижение основных целей "Группы двадцати" — восстановление экономического роста и создание рабочих мест — невозможно без участия бизнеса, поэтому "Деловая двадцатка" давно стала одним из основных аутрич-партнеров "Группы двадцати". О том, как проходил диалог между G20 и B20 в период российского председательства, какие рекомендации предпринимателей были трансформированы в конкретные обязательства, а также о задачах на будущее рассказал в интервью РИА Новости председатель "Деловой двадцатки", президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

— Александр Николаевич, как вы в целом оцениваете эффективность работы "Деловой двадцатки" в период председательства России в G20?

— По моему мнению, российское председательство в "Деловой двадцатке", ставшее уже пятым (если считать от саммита в Торонто, к которому бизнес впервые представил свои рекомендации), успешно справилось со своими обязанностями. Мы внесли свой вклад не только в формулирование повестки дня и решений "Группы двадцати", но и в дальнейшее развитие диалога между B20 и G20. Конечно, стоит отдать должное и председательству России в "Группе двадцати", которое вывело взаимодействие с форматами "аутрич" на новый уровень. Партнеры из российских органов власти были готовы слышать наши предложения и доносить их до коллег из других стран "двадцатки".

Мы провели большое количество встреч в самых различных форматах: это и регулярные совместные заседания с рабочими группами G20, и выступления на встречах шерп, министров финансов и министров труда, и, конечно же, более чем полуторачасовое общение с президентом России как председателем "Группы двадцати" в июне. Это была действительно кропотливая, почти ежедневная работа, кульминацией которой стала встреча представителей бизнеса и глав стран "двадцатки" в рамках Санкт-Петербургского саммита, рекордная по количеству участвовавших в ней лидеров государств.

Формально мы передали лидерам "Белую книгу" — сборник наших итоговых рекомендаций — на саммите в сентябре, но промежуточные версии предложений B20 доводились до всех участвующих в работе "Группы двадцати" официальных лиц практически с начала этого года. Мы также организовали широкое обсуждение проекта наших рекомендаций — так называемой "Зеленой книги" — в рамках Петербургского международного экономического форума, то есть почти за три месяца до саммита, что позволило скорректировать их и лучше отразить взгляды международного делового сообщества.

Одна из основных целей работы "Деловой двадцатки" — воздействие на повестку дня и решения "Группа двадцати", чтобы сделать их более соответствующими интересам бизнес-сообщества. Поэтому нам важно, чтобы наши рекомендации находили отражение в документах, принимаемых на саммите и в других форматах G20. Специальное исследование, проведенное российской Высшей школой экономики и Университетом Торонто в рамках работы целевой группы по эффективности диалога бизнеса и власти, показало, что более 37% наших рекомендаций были трансформированы в этом году в конкретные обязательства "Группы двадцати" — это выше среднего показателя за весь период взаимодействия. В общей сложности 53% наших рекомендаций были включены в документы G20 в виде конкретных решений или просто упомянуты в них. Конечно, уровень отражения рекомендаций различается по сферам, но по основным приоритетам G20 и B20, таким как макроэкономика, инвестиции, финансовое регулирование и занятость, он довольно высок (78%, 55%, 52% и 46% соответственно).

Разработка методологии оценки восприятия рекомендаций и проведение анализа всего массива рекомендаций с 2010 года тоже стали одним из достижений нашего председательства, которым наши партнеры по B20, я надеюсь, будут пользоваться в дальнейшем.

Мне представляется, что залогом успеха стало то, что нам удалось достаточно сбалансированно подойти к выбору тем, над которыми работала B20. Они в значительной степени совпадали с долгосрочными приоритетами "Группы двадцати" и повесткой дня российского председательства. В них также был сделан упор на аспектах, особенно важных для делового сообщества.

Конечно, некоторые наши предложения "Группой двадцати" восприняты не были. Причин можно назвать несколько: ряд предложений носил долгосрочный характер, некоторые были слишком детальными и специфическими для встречи лидеров G20, которая призвана согласовывать единые подходы более общего характера, часть тем были для G20 совершенно новыми, а расширение повестки дня всегда встречает сильное сопротивление. При этом даже рекомендации, не учтенные в рамках текущего председательства, могут стать хорошей основной для сотрудничества в будущем. Для этого сама "Деловая двадцатка" должна сохранять преемственность в своей работе и не оставлять без внимания темы, однажды не воспринятые G20, если они действительно важны для бизнес-сообщества.

— Каковы наиболее актуальные, на ваш взгляд, предложения, представленные B20, из тех, что нашли понимание у лидеров стран G20?

— Считаю особенно важным то, что нам удалось согласовать и представить лидерам G20 рекомендации по всеобъемлющим приоритетам и сквозным темам. В частности, мы считаем, что проведение фискальной консолидации не должно негативно влиять на рост, уверенность бизнеса и потребителей и устранение дисбалансов в мировой экономике. Мы подчеркнули, что применение новых стандартов и требований финансового регулирования не должно вести к ухудшению финансовых условий для различных отраслей и реального сектора экономики в целом, особенно малых и средних предприятий, которым нужен надежный доступ к кредитам для того, чтобы они могли инвестировать в развитие производства и создавать рабочие места. В основе действий G20 по обеспечению уверенного и сбалансированного восстановления должны оставаться структурные реформы, направленные на увеличение производительности, повышение инвестиций в человеческий капитал и повышение участия граждан в рынке труда, увеличение эффективности государственных расходов, устранение барьеров для конкуренции и инвестиций и поддержку инноваций с учетом национальных особенностей различных стран. Кстати, уровень отражения этих тем в документах G20 был особенно высоким.

Учитывая, что вопрос создания рабочих мест был одной из основных целей российского председательства в G20, "Деловая двадцатка" также сосредоточилась на этой теме. Здесь стоит отметить наше плодотворное сотрудничество с "Профсоюзной двадцаткой": предложения, выдвинутые как от имени работодателей, так и от профсоюзов, были очень активно восприняты "двадцаткой", например, общие подходы B20 и L20 к основным принципам качественного профессионального образования. Нам удалось зафиксировать важный постулат о том, что предпринимательство и частный сектор в целом являются важным источником создания рабочих мест.

В сфере многосторонней торговли "Группа двадцати" серьезно отнеслась к нашим предложениям по уточнению и унификации принципов разработки преференциальных торговых соглашений: на саммите был принят отдельный документ, фиксирующий общие подходы G20 к одному из основных видов таких соглашений — региональным. Для нас особенно важен принцип обеспечения доступности полных текстов таких соглашений для делового сообщества, чтобы бизнес мог активнее использовать преимущества либерализации торговли.

Все темы, предложенные нами в области борьбы с коррупцией, были включены в итоговые документы G20, в том числе такие важные для бизнеса вопросы, как государственные закупки, приватизация государственного имущества, антикоррупционное обучение и подготовка чиновников и работников компаний. "Группа двадцати" особо отметила и поддержала наше предложение по созданию Центра совместных действий по противодействию коррупции.

— Насколько реалистично выполнение представленных предложений и в какие сроки?

— При разработке рекомендаций мы старались в большинстве случаев указывать конкретные сроки их реализации, а также ожидаемый эффект от них. Конечно, "Группа двадцати" имеет свой график работы, основанный на саммитах. А специфика некоторых обязательств заключается в том, что они предусматривают постоянную долгосрочную работу. Например, по индивидуальным обязательствам каждая страна-член G20 имеет собственный график. Учитывая активно развивающийся механизм отчетности внутри "Группы двадцати", уже к следующему саммиту мы сможем проследить, что было сделано каждой страной по основным темам, которыми занимается G20.

Следует также иметь в виду, что в "Группе двадцати" нет механизма принуждения к исполнению обязательств, это всегда добрая воля стран-членов, подкрепленная нежеланием выглядеть сильно хуже остальных — так называемым давлением со стороны равных. Поэтому особенно важно продолжить взаимодействие по согласованным решениям с отдельными странами на национальном уровне. Для этого мы предложили целый ряд механизмов, в том числе, например, создание центров передового опыта по противодействию коррупции в каждой стране "двадцатки" или проведение мониторинга исполнения обязательств, отвечающих интересам бизнеса.

— Как повысить эффективность взаимодействия бизнеса и власти, когда в глобальной экономике наблюдаются признаки замедления?

— Этой теме мы уделили особое внимание в рамках специальной целевой группы по эффективности диалога G20 и B20. В рамках сотрудничества между "Деловой двадцаткой" и "Группой двадцати" важно выстроить структурированный диалог. В этой связи ключевыми факторами эффективности в долгосрочной перспективе являются обеспечение последовательности, преемственности и координация между различными председательствами. Реализация значительной части наших предложений требует не одного срока председательства, а как минимум трех лет последовательного взаимодействия. Для этого нужно разработать и принять трехлетнюю стратегию сотрудничества G20 и B20, основы которой мы постарались заложить в "Белой книге".

Важным механизмом эффективного сотрудничества является создание совместных рабочих групп, где представители "Группы двадцати" и бизнеса выступали бы на равных, а группы имели бы долгосрочный характер, работая в течение нескольких председательств. Конечно, создание таких групп — непростая задача, так как в "Группе двадцати" они являются, прежде всего, механизмом взаимодействия представителей органов власти между собой. Но в этом году мы уже добились некоторых успехов: G20 в своих документах указала, что необходимо более тесное сотрудничество с бизнесом и конкретно с B20 на уровне рабочих групп, прежде всего по темам финансирования инвестиций и противодействия коррупции.

Также важно обеспечивать постоянную работу по реализации на национальном уровне обязательств членов G20, соответствующих нашим рекомендациям. Этому будет способствовать, прежде всего, мониторинг исполнения принятых решений и создания эффективных механизмов для налаживания сотрудничества между правительствами стран-членов "Группы двадцати" и представителями бизнес-сообществ. Как я уже сказал, механизмы самоотчетности в G20 активно развиваются, но при этом мы видим ценность и в проведении внешнего анализа исполнения обязательств — это позволит нам лучше понимать, как решения "Группы двадцати" влияют на бизнес. В этом году мы впервые провели такой мониторинг по ограниченному числу обязательств саммита 2012 года в Лос-Кабосе и учитывали его результаты при формулировании рекомендаций.

— На каких проблемах в сфере взаимодействия бизнеса и власти стоило бы сосредоточиться Австралии, которая принимает от РФ эстафету председательства в G20?

— Еще на стадии подготовки своих рекомендаций, мы уделили этому особое внимание, включив предложения на будущее в специальный раздел нашей "Белой книги". По итогам проведенного анализа того, какие из наших рекомендаций были восприняты "Группой двадцати" в этом году, а какие нет, мы корректируем некоторые предложения и собираемся передать их австралийскому председательству и участникам процесса из других стран в форме итогового документа на специальном мероприятии в Лондоне в ноябре. Надеемся, что этот материал будет полезен нашим австралийским коллегам, которые уже формируют повестку дня B20 на следующий год, в том числе на основе анализа опыта предыдущих председательств, и планируют включать традиционно входящие в повестку G20 вопросы финансового регулирования, торговли, инвестиций и инфраструктуры, финансирования развития и человеческого капитала. Мы исходим из того, что, конечно же, следует продолжить рассматривать темы, во-первых, непосредственно влияющие на положение бизнеса, в частности, финансовое регулирование; во-вторых, вопросы, по которым позиция бизнеса является крайне важной и где мы можем внести значительный вклад, такие как занятость; и, в-третьих, темы по которым наблюдается очень хорошая динамика сотрудничества, например, противодействие коррупции. Выбор, конечно же, будет зависеть и от приоритетов председательства Австралии в "Группе двадцати", которые пока объявлены не были.

Мне представляется, что механизм "тройки", который позволяет координировать работу между прошлым, текущим и будущим председательствами, реально заработал в этом году. Это касается как самой "Группы двадцати", так и "Деловой двадцатки". Я уверен, что работая в "тройке" с австралийскими и турецкими партнерами, мы сумеем повысить эффективность взаимодействия B20 и G20.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала