В процессе создания фильма многие решения по деталям образов актеров принимались на ходу. Так, например, в мимике Леонида Броневого многим запомнились нервные подергивания головой в напряженных моментах. Это движение возникло оттого, что Броневому сшили мундир на два размера меньше, и его воротник врезался в шею. Заметив этот жест, режиссёр фильма Татьяна Лиознова предложила его оставить, решив, что он добавит колорита образу Мюллера. Как у Штирлица появился партнер по шахматам, а Курт Айсман потерял один глаз: о секретах фильма читайте в материале >>
В сущности, однако, киномиф о Штирлице на подсознательном уровне облагораживал, романтизировал и более того, героизировал конформистский комплекс советского человека. Все мы от м.н.с. и до советников Генерального секретаря КПСС хотели себя чувствовать штирлицами, то есть супенрагентами другой реальности. Обозреватель РИА Новости Юрий Богомолов — об истоках всенародной любви к сериалу "Семнадцать мгновений весны" >>