Рейтинг@Mail.ru
Стратегии России и Франции в начале войны 1812 года - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Стратегии России и Франции в начале войны 1812 года

Справка

© Фото : Евгений ЛюлюкинВойна 1812 года была вызвана политическими и экономическими противоречиями между Россией и Францией
Война 1812 года была вызвана политическими и экономическими противоречиями между Россией и Францией
Читать ria.ru в

Война 1812 года была вызвана политическими и экономическими противоречиями между Россией и Францией, столкновением их интересов в Германии, Польше, на Ближнем Востоке, стремлением Франции к европейской гегемонии и отказом России поддерживать континентальную блокаду Англии.

Подготовка с обеих сторон началась почти одновременно - около 1810 года. Обе империи за двухлетний период осуществили комплекс мероприятий, чтобы добиться победы в предстоящем военном столкновении: создавались операционные линии, концентрировались к границам войска, проводилась подготовка тыла и велось крепостное строительство, велись секретные переговоры в поисках союзников, активизировалась деятельность разведки обеих сторон.

В течение первой половины 1812 года французские войска образовали армию в количестве 1,2 миллиона человек, которая была названа Великой армией. Половину ее численности составляли французы, остальные (немцы, итальянцы, поляки, австрийцы, швейцарцы, испанцы, португальцы, бельгийцы, голландцы, австрийцы) были рекрутированы из союзных и вассальных Франции европейских государств.

Стратегический план Наполеона состоял в том, чтобы в короткие сроки в генеральном сражении разгромить главные силы русской армии, овладеть Москвой и навязать России мирный договор на своих условиях. С этой целью главная группировка Великой армии, перейдя реку Неман в районе Ковно (ныне город Каунас, Литва), должна была выйти на правый фланг русских войск, прикрывавших государственную границу, в районе города Вильно (ныне Вильнюс, Литва). Этот маневр обеспечивал стратегическое превосходство сил Наполеона на главном направлении, ставил под удар коммуникации русских севернее Полесья, открывал кратчайший путь на Москву и обеспечивал фланговое продвижение французов на Ригу и в сторону Санкт-Петербурга. При этом расчет делался на быстроту наступления, не позволявшую русскому командованию использовать на этих направлениях силы 3-й Западной и Дунайской армий.

Главные силы Наполеона были развернуты в два эшелона. Первый эшелон состоял из трех группировок, расположенных между реками Неман и Висла, в количестве 444 тысяч человек и 940 орудий.

Первая группировка - войска левого крыла численностью 218 тысяч человек, 527 орудий под непосредственным командованием Наполеона - сосредоточилась на рубеже Эльбинга (ныне Эльблонг, Польша) и Торна (ныне Торунь, Польша) для наступления через Ковно на Вильно.

Вторая группировка в составе 82 тысяч человек и 208 орудий под командованием генерала Эжена Богарне предназначалась для наступления в полосе между Гродно (ныне город в Белоруссии) и Ковно с целью разъединить русские 1-ю и 2-ю Западные армии.

Третья группировка - войска правого крыла численностью 78 тысяч человек и 159 орудий под командованием брата Наполеона, Жерома Бонапарта, должна была от Варшавы на Гродно оттянуть на себя 2-ю Западную армию, чтобы обеспечить наступления главных сил наполеоновской армии. Эти войска должны были окружить и уничтожить по частям 1-ю и 2-ю Западные армии.

На левом крыле вторжение главной группировки войск Наполеона обеспечивал прусский корпус маршала Жака Макдональда в количестве 32 тысяч человек, выдвинутый к Тильзиту (ныне город Советск) для удара в общем направлении на Ригу.

На правом крыле вторжение обеспечивал австрийский корпус генерала Карла Шварценберга в количестве 34 тысяч человек, переброшенный из Лемберга (ныне Львов, Украина) в Люблин (ныне город в Польше).

В тылу, между реками Висла и Одер, оставались 2-й эшелон главных сил в составе 170 тысяч человек и 432 орудий и резерв - корпус маршала Пьера Ожеро и другие войска.

Русской разведке не удалось установить планируемое место форсирования наполеоновскими войсками Немана, что не позволило русскому командованию заблаговременно перебросить туда крупные силы.

На характер выработки и принятия Россией стратегического плана ведения войны с Францией определяющее значение оказали международная и внутриполитическая обстановка, степень подготовленности страны к войне, стратегические взгляды российского командования и опыт прошлых войн. Приходилось считаться с международной обстановкой, неблагоприятной для России: Наполеон мог двинуть против нее все военные силы Европы, в то время как у России не было союзников. В таких условиях император Александр I считал невозможным вести серьезную наступательную войну. Он был решительным сторонником войны оборонительной, в которой можно было избежать генеральных сражений с превосходящим противником. При условии создания мощной коалиции, российский император не исключал возможности перенесения театра военных действий в Европу.

Летом и осенью 1811 года проходили секретные российско-прусские переговоры. Согласно плану Пруссии, российская армия должна была занять обширную территорию на левом берегу Вислы и по первому требованию правительства оказать помощь. В свою очередь, российское командование не намеревалось выдвигать свою армию слишком далеко на запад, где она могла оказаться отрезанной от своего тыла и разгромленной войсками Наполеона в Германии и в герцогстве (княжестве) Варшавском. Александр I не проявлял особого доверия к прусскому правительству, зная неустойчивость его внешнеполитического курса. После долгих дискуссий Александр I согласился на составление военной конвенции на основе прусских предложений. В октябре 1811 года конвенция была подписана. Российские и прусские войска обязывались оказывать взаимную военную помощь в случае войны с Наполеоном. Россия обещала выставить 17 дивизий, Пруссия - свыше 80 тысяч человек. Войска не планировали давать вне своих границ генерального сражения. Главная задача наступления заключалась исключительно в уничтожении ресурсов на территории герцогства (княжества), ослабления противника в случае его вторжения в пределы России. Дальше выработки общего операционного плана дело не пошло, и король Пруссии Фридрих Вильгельм III уклонился от ратификации конвенции.

В среде русского высшего руководства перед войной утвердилась концепция активной обороны для достижения конечной победы. Этому в немалой степени способствовали данные разведки о противнике - реалистично оценивался первый эшелон войск Наполеона в 450 тысяч человек. Основная мысль плана сводилась к ведению отступательной тактики против главной группировки неприятеля до момента равенства сил, наряду с активными действиями против слабых наполеоновских флангов.

Александр I принял план, предложенный его военным советником - прусским генералом Карлом Фулем. По этому плану в случае наступления французов против 1-й Западной армии она должна была отходить к Дрисскому лагерю - укрепленной позиции, созданной накануне войны северо-западнее города Дрисса (ныне Верхнедвинск) на левом берегу в излучине реки Западная Двина, 2-й Западной армии надлежало действовать во фланг и в тыл главных сил противника. Но уже в начале войны была выявлена несостоятельность этого плана военных действий.

Русские войска к началу войны у западных границ имели около 220 тысяч человек и 942 орудий и были развернуты в трех группировках.

1-я Западная армия численностью около 128 тысяч человек и 558 орудий под командованием генерала от инфантерии Михаила Барклая де Толли представляла собой главные силы русских войск и располагалась между Россиенами (город Ковенской губернии, ныне Расейняй, Литва) и Лидой (ныне город в Западной Белоруссии).

2-я Западная армия генерала от инфантерии Петра Багратиона общей численностью около 49 тысяч человек и 216 орудий сосредоточилась между реками Неман и Буг. Обе армии прикрывали направления на Санкт-Петербург и Москву.

3-я Западная армия генерала от кавалерии Александра Тормасова численностью 43 тысячи человек и 168 орудий дислоцировалась в районе Луцка (ныне город на Украине), прикрывая киевское направление.

В районе Риги располагался отдельный корпус генерал-лейтенанта Ивана Эссена в составе 18,5 тысячи человек. Ближайшие резервы - корпуса генерал-лейтенантов Петра Меллер-Закомельского и Федора Эртеля - находились в районах Торопца и Мозыря (ныне город в Белоруссии).

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат, Москва. В 8 томах, 2004 г. ISBN 5 - 203 01875 - 8).

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала