Рейтинг@Mail.ru
13 мая - РИА Новости, 25.07.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

13 мая

Читать ria.ru в
День Черноморского флота.
1836 - началось строительство первой в России железной дороги по маршруту Петербург - Царское Село - Павловск.
1950 - прошла первая гонка первого чемпионата «Формулы-1».


День Черноморского флота

       День Черноморского флота - ежегодный праздник в честь создания Черноморского флота в 1783 году, отмечается с 1996 года. Черноморский флот основан по указу императрицы Екатерины II после присоединения к России Крыма. Тогда в бухту у села Ахтиар (с 1784 года - Севастополь) впервые были введены 11 кораблей и судов из Азовского моря. Они составили ядро нового русского флота. Еще 1 января 1783 года был издан указ о назначении вице-адмирала Федота Клокачева, отличившегося в Чесменском сражении, командующим «флотом, заводимым на Черном и Азовском морях». В Херсоне началось строительство флотилии боевых кораблей под командованием Федора Ушакова. Черноморский флот успешно действовал в войнах России с Турцией, Францией и другими государствами. Но после поражения в Крымской войне по Парижскому мирному договору 1856 года Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море. В соответствии с Лондонской конвенцией 1871 года этот запрет был снят, и Россия начала создавать на Черном море паровой броненосный флот, который впоследствии принял активное участие в первой мировой войне. После революции 1917 года при отходе белогвардейских войск генерала Врангеля из Крыма свыше 130 кораблей и судов были уведены за границу. Х съезд РКП (б) в 1921 году принял решение о восстановлении Черноморского флота.

        К началу Великой Отечественной войны в состав Черноморского флота входили линейный корабль «Парижская коммуна» (позднее он был переименован в «Севастополь»), крейсеры «Красный Крым», «Ворошилов», «Молотов», три лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 15 тральщиков, четыре канонерские лодки, два сторожевых корабля, минный заградитель, 34 торпедных катера, 10 катеров-охотников, вспомогательные суда. ВВС флота насчитывали 625 самолетов. В полной боевой готовности встретил флот нападение фашистской Германии. Перед Черноморским флотом была поставлена задача прикрывать и поддерживать Приморский фронт сухопутных войск огнем артиллерии и ударами с воздуха. Особое место в боевых действиях флота занимают оборона Одессы, Севастополя, Керченско-Феодосийская десантная операция, оборона Кавказа, освобождение Новороссийска.

     В последующее время, восстановив инфраструктуру, разрушенную войной, Черноморский флот выполнял задачи по защите южных рубежей страны. Корабли, подводные лодки и авиация флота выполняли задачи по несению боевой службы в различных районах Мирового океана. В современной истории Черноморский флот пережил сложный период раздела кораблей и баз между Россией и Украиной. 15 апреля 1994 года в Москве президенты России Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали Соглашение о поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота, в соответствии с которым  ВМС Украины и Черноморский флот РФ базируются раздельно. 9 июня 1995 года в Сочи президентами РФ и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кучмой подписано Соглашение о раздельном базировании российского Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины, а 28 мая 1997 года в Киеве были подписаны межправительственные соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины, о параметрах деления, о взаиморасчетах, связанных с разделом флота и пребыванием Черноморского флота РФ на украинской территории. 12 июня 1997 года на кораблях Черноморского флота был вновь поднят исторический Андреевский флаг. В течении последних лет корабли Черноморского флота проводят учения, совершают длительные походы в Средиземное море и Индийский океан. Корабли и суда посещают порты Турции, Болгарии, Румынии, Сирии, Италии, Франции, Греции, Мальты, Сербии и Черногории, Египта, Индии, Ливана.

 

85 лет назад (1923) родился Исаак Иосифович Шварц, композитор

     Исаак Шварц родился 13 мая 1923 года в городе Ромны Черниговской области (Украина). В 1930 году семья Шварца переехала в Ленинград, где он начал заниматься в Доме художественного воспитания детей по классу рояля. В 1935 году 12-летний Исаак Шварц принял участие в концерте молодых дарований в Большом зале Ленинградской филармонии - в сопровождении оркестра филармонии блестяще исполнил 1-ю часть Первого концерта Шопена. Юного пианиста заметил выдающийся музыкант и педагог профессор Леонид Николаев. Шварц начал брать у него уроки. После ареста отца в 1936 году мать композитора с детьми выслали из Ленинграда в Киргизию, в город Фрунзе. 14-летний Исаак давал частные уроки игры на фортепиано детям местных чиновников. В ссылке судьба свела  Шварца  со многими образованнейшими людьми, общение с которыми обогатило его на всю жизнь, во многом предопределило будущую работу композитора над музыкальным оформлением спектаклей и кинофильмов по произведениям русских классиков. Работая концертмейстером в Киргизском государственном театре, Исаак Шварц приобрел профессионально ценные навыки. Во время Великой Отечественной войны руководил хором и оркестром Красноармейского ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа. В 1945 году, по просьбе Шостаковича, молодого композитора приняли в Ленинградскую консерваторию. В 1955 году Исаак Шварц  был принят в Союз композиторов. В последующие годы он пишет ряд балетов, музыку для спектаклей («Идиот», «Горе от ума», «Не склонившие головы» и «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке Г.Товстоногова, «Доходное место» в постановке Р.Сусловича и др.) и кинофильмов («Неоплаченный долг», «Балтийское небо», «Братья Карамазовы», «Живой труп», «Дикая собака Динго», «Семейное счастье», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Соломенная шляпка», «Егор Булычов», «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Дерсу Узала», «Из жизни отдыхающих», «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Обрыв», «Нас венчали не в церкви», «Мелодия белой ночи», «Блондинка за углом», «Проверка на дорогах», «Каникулы Кроша», «Необычайное пари», «Не стреляйте в белых лебедей», «Последняя жертва» - всего более 110 картин). Весьма плодотворным оказался творческий союз Шварца с Булатом Окуджавой. Вместе они создали 32 песни, наиболее известные из которых - песенка кавалергарда из кинофильма «Звезда пленительного счастья», песня «Ваше благородие, госпожа разлука» («Белое солнце пустыни»), романс «Наряд подвенечный» («Нас венчали не в церкви»), а также песни из кинофильма «Соломенная шляпка». С  Исааком   Шварцем  в кино работали замечательные дирижеры Ю.Темирканов, Э.Хачатурян, А.Лазарев, В.Понькин, Е.Колобов, В.Джордания, М.Эрмлер. Исаак Шварц удостоен Гран-при на многих международных кинофестивалях, ему трижды присуждалась высшая кинематографическая награда России - премия «Ника». В 2000 году ему была присуждена Царскосельская художественная премия «За уникальное собрание романсов на стихи русских поэтов XIX-XX веков».

 

172 года назад (1836)  началось строительство первой в России железной дороги по маршруту Петербург - Царское Село - Павловск
     В 1834 году горное ведомство России пригласило к себе на работу профессора Венского политехнического института, строителя первой железной дороги общего пользования в Европе, Франца Антона фон Герстнера, чеха по национальности. В том же году он был командирован на Урал для изучения условий сбыта продукции горных заводов и обзора местных путей сообщения. По возвращении в Петербург он предоставил Николаю I доклад о необходимости строительства железных дорог в России , в том числе и магистрали Петербург - Москва. После рассмотрения технических и экономических аспектов строительства таких дорог специальным комитетом Герстнеру была выдана привилегия на постройку Царскосельской  железной дороги ( Петербург - Царское Село - Павловск ). Средства для выполнения работ (три миллиона рублей) были собраны по подписке в течение шести месяцев. К весне 1836 года все было подготовлено для начала работ. Насыпь начали возводить 13 мая 1836 года. Всю трассу, за исключением местности, прилегающей к Петербургу , которая не была приобретена обществом, распределили на участки, отданные подрядчикам и артелям в 30-40 человек. Техническое руководство строительством осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже выполняли подобные работы на железных дорогах Англии. Стройку охраняли 30 смотрителей и столько же солдат и сторожей. Всего в период наиболее интенсивного строительства насыпи на трассе работали до 1800 человек. Во второй половине лета к ним присоединилось 1400 солдат, снятых с Красносельских лагерей. Главными рабочими инструментами являлись лопаты и кирки, использовались тачки и конные повозки. Решая многие технические вопросы, связанные с выбором оборудования и подвижного состава, Герстнер думал и о привлечении пассажиров будущей Царскосельской линии. Предприимчивый инженер решил сделать Павловский вокзал центром для увеселительных прогулок, всевозможных зрелищ. С этой целью для Павловска были заказаны фонтаны и оборудование к ним, проведены переговоры об изготовлении для станции  Павловск «большого музыкального инструмента». Труды Герстнера не пропали даром, со временем Павловский вокзал стал одним из лучших концертных учреждений  России . Здесь выступали знаменитые дирижеры, вокалисты. Строительный сезон 1836 года заканчивался, но земляные работы не были завершены. Их предполагалось закончить в следующем году. Стало ясно, что сквозного движения между Петербургом  и Павловском к намеченному сроку - 1 октября - не открыть. Чтобы хоть как-то спасти положение, а заодно свою репутацию, строитель линии решил открыть движение на готовом к эксплуатации небольшом участке дороги между Царским Селом и Павловском (3,5 версты). Открытие движения между Царским Селом и Павловском было назначено на 27 сентября. Так как заказанные паровозы еще не поступили, решили использовать конную тягу. Сотни жителей  Павловска и Царского Села , а также приехавшая из Петербурга публика в назначенное время собрались в Павловском парке. По приглашению Герстнера экипажи заполнили любопытные зрители . Весь путь в 3,5 версты лошади с составом пробегали за 15 минут. На 6 ноября были назначены первые поездки с паровозной тягой. К этому времени в вагонных и паровозных депо, находившихся близ Царского Села (в сторону Петербурга ), уже был собран весь прибывший на дорогу подвижной состав. В полдень около стоявшего на станционных путях поезда был отслужен молебен и поезд, вагоны которого заполнили многочисленные пассажиры, отправился в Павловск. «...Не можем изобразить, как величественно сей грозный исполин, пыша пламенем, дымом и кипящими брызгами, двинулся вперед... Стоявшие по сторонам  дороги  зрители изумлялись, видя величественное, ровное, легкое, притом скорое движение машины...». Поездки были бесплатными, желающих находилось много, и поэтому в каждый вагон набивалось до 50 человек. Толпы людей стояли вдоль пути, большую скорость развивать было опасно, и паровозы водили поезда со скоростью 20-24 версты в час. Торжественное открытие всей линии Царскосельской железной дороги в присутствии всех министров и дипломатического корпуса состоялось 30 октября 1837 года. Первым рейсом из Петербурга в Царское Село управлял сам Герстнер. До Обводного канала в целях безопасности поезд шел медленно, и лишь перейдя мост, начал набирать скорость. Через 35 минут под громкие рукоплескания и крики «ура!» встречающих поезд подошел к платформе станции Царское Село . Здесь в двух больших залах приехавших ожидали накрытые столы, состоялся торжественный банкет. Открытие  железной   дороги  вызвало небывалый резонанс в обществе. Всюду, на плакатах, в газетах и даже на конфетах появились изображения паровозов. На сцене Александринского театра давали водевиль «Поездка в Царское Село», в котором главная роль была отведена паровозу.

 

92 год назад (1916) умер Шолом-Алейхем (Шолом Нохумович Рабинович), еврейский писатель
     Шолом-Алейхем родился 2 марта 1859 в Переяславе (Украина). Учился в хедере, изучал иврит, с семнадцати лет зарабатывал на жизнь репетиторством, потом служил несколько лет «казенным» раввином в местечке Лубен. В 1883 году женился на Ольге Лоев, отец которой оставил супругам большое имение. К 1900 году Шолом-Алейхем  потерял состояние и отошел от дел, чтобы посвятить себя литературе. Погромы 1905 года заставили  Шолом-Алейхема покинуть Россию. Он предпринял поездку с лекциями по Европе, но обострение легочной болезни в 1908 году вынудило его оставить это занятие. До начала первой мировой войны писатель с семьей жил в Италии и Швейцарии. Война застала их в Германии, откуда они поспешили уехать в Данию и в том же году перебрались в Нью-Йорк. Первые свои произведения  Шолом-Алейхем  писал на иврите, русском и идише. Памфлет «Суд над Шомером» (1888), высмеивавший беллетриста Н.Шайкевича) и успех основанной им «Еврейской народной библиотеки» (1888-1889) узаконили идиш в качестве полноправного литературного языка. Шолом-Алейхем умел передать полноту и выразительность, юмор и лиризм языка идиш. Писатель творил свой собственный мир, населяя его евреями всех разновидностей, какие только водились в России на рубеже столетий. Каждый характер - полнокровная личность с ее неповторимым своеобразием. Имена некоторых его героев превратились в имена нарицательные. Книги  Шолом-Алейхема  пользуются чрезвычайным успехом и переведены на множество языков. В их числе - «Тевье-молочник», пьеса «Рассеянные и гонимые», «Потоп», роман из актерской жизни «Железнодорожная история», рассказ «Кровавая шутка», в основу которого положен судебный процесс в Киеве по делу М.Бейлиса, обвинявшегося в ритуальном убийстве, театральные постановки «Трудно быть евреем», «Крупный выигрыш», «С ярмарки». Умер Шолом-Алейхем 13 мая 1916 года в Нью-Йорке. На похороны писателя собралось около двухсот тысяч человек, проводивших его в последний путь на Бруклинское кладбище.

 

формула-158 лет назад (1950) в английском городе Сильверстоуне прошла первая гонка первого чемпионата «Формулы-1»
     К началу проведения современных чемпионатов мира (Гран-при) в 1950-м году история автоспорта насчитывала уже более полувека. Еще в начале ХХ века была создана и успешно функционировала Международная ассоциация признанных автоклубов AIACR, преобразованная в 1946 году в Международную автомобильную федерацию FIA. В период до второй мировой войны ассоциация провела несколько гоночных первенств, ставших прообразом современных Гран-при (серия состязаний на Международный кубок 1900-1905 годов, чемпионаты мира для производителей гоночных автомобилей 1925-1927 годов и чемпионаты Европы 1931-1939 годов).

    Популярность автоспорта постоянно росла, и в 1930-е годы автогонки приобрели репутацию одного из самых престижных и зрелищных видов спорта. Однако после окончания второй мировой войны в Европе царила разруха, многие трассы были разрушены, заводы закрыты. Но уже 9 сентября 1945 года в Булонском лесу под Парижем прошла первая послевоенная гонка, а в 1946 году прошло уже 15 гонок - во Франции, Италии, Швейцарии и Испании. В первых послевоенных гонках участвовали любые автомобили, которые подходили под категорию спортивных.

     В 1949 году Международная федерация автомобильного спорта приняла историческое решение - учредить чемпионат мира среди водителей, включив в него самые престижные национальные Гран-при. Первый чемпионат «Формулы-1» был проведен уже через год, 13 мая 1950 года, на трассе Сильверстоун, проложенной по взлетно-посадочным полосам бывшего военного аэродрома. Стартовавший на «Альфа-Ромео» 44-летний итальянский гонщик Джузеппе Нино Фарина лидировал всю гонку от старта до финиша и победил. Первая гонка проходила в присутствии членов британской королевской фамилии, в ней принимали участие сильнейшие гонщики мира того времени - Хуан Мануэль Фанхио, Луиджи Фаджиоли, Луи Розье, Редж Парнелл, Принц Бира и другие.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала