Рейтинг@Mail.ru
Клячко: сокращение бюджетных мест в вузах неизбежно - РИА Новости, 10.08.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Клячко: сокращение бюджетных мест в вузах неизбежно

© Фото : предоставлено ГУ-ВШЭРуководитель Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства Татьяна Клячко
Руководитель Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства Татьяна Клячко
Читать ria.ru в
Недавно Министерство финансов РФ опубликовало "Основные направления бюджетной политики на 2013-2015 гг": расходы федерального бюджета на образование будут урезаны с 615 млрд руб в 2012 г до 573 млрд руб в 2015 г. О последствиях такого решения в интервью РИА Новости рассказывает директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко.

Недавно Министерство финансов РФ опубликовало "Основные направления бюджетной политики на 2013-2015 годы": расходы федерального бюджета на образование будут урезаны с 615 миллиардов рублей в 2012 году до 573 миллиардов рублей в 2015 году. О последствиях такого решения в интервью РИА Новости рассказывает директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко.

- Татьяна Львовна, эксперты Высшей школы экономики подвергли резкой критике политику Минфина. Вы разделяете их мнение?

-  Я поддерживаю позицию коллег: политика Минфина идет вразрез с разработанной ими "Стратегией-2020", основные тезисы которой - инвестиции в человеческий капитал и эффективный контракт с преподавателем. Но правительство поставило перед Минфином задачу к 2015 году сделать бюджет бездефицитным. В 2012 году дефицит федерального бюджета очень небольшой: по последним данным, 0,1% ВВП.

-  Есть ли способы  "удержать" деньги в сфере образования?

-  Пожалуй. Корень бед - в человеческой психологии. Ведь если все хорошо, и качество образования растет, то кто вам дополнительных денег даст? Правда, этой тактике приходит конец. Правительство уже не хочет заливать все больше денежного бензина в дырявый бензобак: требуют либо запаять, либо машину сменить. Но выход есть. Можно  доказать, что качество растет, тогда деньги будут нужны, чтобы оно росло быстрее и чтобы удержаться на достигнутом уровне. Опыт Финляндии показывает: эта цель достижима.

-  Во всем мире на фоне кризиса расходы на образование падают. В 2010 году в Швейцарии они составили 5,2% ВВП (в 2009 - 5,6%), в Финляндии - 5,9% (в 2009 - 6,3%). В России в 2012 году - 4,2%, в 2015  - в плане 3,8%. Мы развиваемся в духе общих тенденций?

- Это правда. Но сколько Швейцария или Финляндия потратят на образование в 2015 году? В цивилизованном мире снижение расходов на образование в кризис сопровождается ростом затрат на здравоохранение. У нас же снижается объем ассигнований на всю социальную сферу. Показатель доли расходов на образование в ВВП нельзя рассматривать односторонне. Он зависит и от объема ВВП (при большом - его доля на образование может быть ниже, чем при маленьком), и от численности детей. В 1998 году у нас было 20 миллионов школьников, сейчас 13,4 миллиона, к 2015 году прогноз - до 13,8 миллиона.  При этом если в 2008 году в вузах обучалось 7,5 миллиона человек, к 2020 году останется около 4,6 миллиона.

- Значит, неизбежно сокращение преподавателей?

-  Безусловно. Вопрос - на сколько. Если, как Минфин предлагает, довести к 2015 году соотношение числа студентов в расчете на 1 преподавателя до 12-ти (сегодня это 1:10), то, по моим подсчетам,  останется не у дел около 17% преподавателей. И - неизбежно  уменьшение числа бюджетных мест. Заявление об этом Дмитрия Ливанова вызвало негативную реакцию общества, но этот процесс идет давно: в 2006 году бюджетный прием в вузы составлял 628 тысяч человек, в 2011 - 510 тысяч. Этот процесс объективный: по данным Росстата, в 2006 году школу окончили 1,3 миллиона человек, в 2011 - 600 тысяч. Шансы выпускников поступить в вуз на бюджетное место резко увеличились, так что об отборе лучших пока можно забыть.

-  А платный прием возрастет? Иначе вузы не выживут...

-  Выживут. Но не без проблем: с этого года вероятен отток платных студентов из государственных вузов в негосударственные: установив норматив бюджетного финансирования по многим специальностям (направлениям подготовки) в 60 тысяч рублей, Минобрнауки потребовало, чтобы и платное место "стоило" не меньше бюджетного. Абитуриенты начали переходить в "частный сектор". Если же, как обещал министр, сокращение бюджетных мест будет сопровождаться увеличением их стоимости до 200-250 тысяч рублей, коммерческий прием в госвузы может существенно снизиться.

-  Сегодня Минфин предлагает ориентировать зарплату преподавателей на среднюю по экономике страны, мотивируя это тем, что большинство вузов - федерального подчинения. Согласны ли вы с таким подходом?

-  Реализация такого подхода невыгодна только столичным вузам, остальные выиграют: зарплата преподавателей вузов в большинстве  регионов ниже средней по стране. Вопрос: кого мы поддерживаем - вузы сильные или слабые? Любое усреднение - это поддержка слабых. Нужна дифференциация в оплате труда в зависимости от качества образования в вузе: нельзя платить одинаково профессору МГУ и преподавателю "заборостроительного" вуза.

Ваш прогноз: чем  обернется сокращение средств на образование?

-  Во-первых, шоком для работников этой системы, привыкших за последние годы к росту выделяемых средств. Во-вторых, если ничего страшного с экономикой не произойдет, то, скорее всего, образованию денег добавят. В-третьих, если и не добавят, начнется их перераспределение внутри системы образования. Очень может быть, что пострадает дошкольное образование, хотя все высказываются за то, что его надо развивать. В 2011 году доля дошкольного образования в ВВП  упала до 0,72% с 0,76% в 2010 году. А в- четвертых, надо наконец понять, сколько реально надо средств, чтобы поднять уровень образования. И определить этот уровень.

Материал подготовила Ольга Дашковская (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала