Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить

Исаев: современный студент может учиться где угодно и когда угодно

Президент России Дмитрий Медведев 29 февраля подписал поправки в законодательство об образовании, регламентирующие порядок организации электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий. О будущих изменениях в связи с принятием нового закона рассказал в интервью РИА Новости ректор Евразийского открытого института Сергей Исаев.

Президент России Дмитрий Медведев 29 февраля подписал поправки в законодательство об образовании, регламентирующие порядок организации электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий. О будущих изменениях в связи с принятием нового закона рассказал в интервью РИА Новости ректор Евразийского открытого института Сергей Исаев.

 - Сергей Николаевич, как вы оцениваете принятие закона о дистанционном образовании?

- Это, безусловно, шаг вперед для развития российского образования в русле общемировых процессов. С признанием термина «электронное обучение» (e-learning) меняется сам подход к IT-технологиям в образовании. Теперь e-learning может использоваться как в заочной, так и в вечерней и дневной форме обучения. Студент учится не только в аудитории, но и в электронной образовательной среде - это общемировая практика, и Россия здесь не исключение. Электронное обучение стало особенно востребованным с переходом на кредитно-модульную систему, предусмотренную болонской декларацией. Оно позволяет обеспечить «полное погружение» студента в процесс обучения, обеспечить четкий контроль. Кроме того новый закон признает де-юре существование как электронного обучения, так и дистанционных образовательных технологий.

- В чем разница между e-learning и дистанционными технологиями в образовании?

- E-learning - это любой образовательный процесс с использованием интернета и мультимедиа. А дистанционное обучение - любая разновидность обучения на расстоянии, когда, например, студенты получают задания по почте, слушают лекции по арендованному телеканалу, учатся в образовательной интернет-среде.

- А в чем заключаются принципиальные новшества, прописанные в законе?

- Во-первых, теперь студент имеет право с помощью дистанционных технологий учиться дома, а не в стенах вуза. Раньше получалось, что если студент, живя в Рязани, учится в московском вузе дистанционно, то деятельность вуза вызывала вопросы у надзорных органов - ведь дом студента не лицензирован как место оказания образовательной услуги.

Во-вторых, закон предъявляет серьезные требования к вузам. Они должны создать условия для дистанционного обучения, обеспечить студентов качественным контентом. Это ставит преграду недобросовестным вузам, из-за которых к дистанционному обучению относятся настороженно.

Закон пока оставил открытым вопрос об использовании дистанционных технологий при проведении государственной итоговой аттестации: может ли студент сдавать экзамен, не выходя из дома? Для решения этой и других задач министерству образования и науки с участием научно-педагогической общественности еще предстоит разработать ряд методик и регламентов.

- Не получится ли так, что студенты дневных отделений, используя возможности e-learning, вообще перестанут ходить на занятия?

- Это и сейчас является проблемой для многих вузов, студенты хотят или вынуждены начать работать как можно раньше. Считаю, на плохую посещаемость иногда можно закрыть глаза и дать ребятам возможность учиться, обеспечив их электронными учебниками и поддержкой преподавателей в любое время. Пусть студент после работы слушает лекцию в интернете, изучает дополнительные материалы. Право современного студента - учиться где угодно и когда угодно. Возможность использования дистанционных технологий крайне важна, и закон дает импульс к их развитию.

- А если отдельные студенты не будут учиться вообще? Известно мнение, что качество дистанционного образования оставляет желать лучшего...

- Основная претензия к качеству дистанционного обучения в том, что люди не видят, как можно организовать и контролировать учебный процесс. Но современные технологии позволяют это сделать - например, c использованием возможностей электронных образовательных систем, через общение с тьютором в видеоконференциях. Существует масса средств контроля - тестов, эссе, зачетов, объективно оценивающих знания студента, мотивирующих его учиться.

В дистанционном образовании действует принцип «docendo discimus»: «учусь лишь тогда, кода сам учу», это стимулирует и преподавателей. Для школ новые технологии должны использоваться в сочетании с классическими. На Западе это называется blended-learning (смешенное обучение). В полном объеме дистанционное образование хорошо для того, кто знает, зачем он учится, и какие знания хочет приобрести.

- Евразийский открытый институт использует дистанционные технологии. Принятие закона отразится на вашей работе?

- Институт многие годы использует современные образовательные технологии. Мы создали серьезную технологическую базу, электронный образовательный контент. Большая часть наших студентов учится с использованием электронного обучения или на основе дистанционных технологий, и новый закон должен регламентировать деятельность таких вузов, как наш. Поэтому принятие закона мы воспринимаем как знаковый шаг.

Материал подготовила Алина Иванова (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Аналитика и комментарии
Обсуждение
3 пользователя оставили 5 комментариев
  • В статье не упоминается о необходимости повышении качества образования, зато говорится, что аттестация осталась нерегламентированной. В этом и заключается знаковость?
    13:28
    14.03.2012
  • К. Маркс утверждал, что если профессора напишут и издадут полные конспекты своих лекций, то студентам незачем будет ходить в университет.

    Дистантное образование - самое дешевое и выгодное образование, что не говорит о том, что оно самое хорошее.
    Теневой рынок образовательных услуг весьма заинтересован во всех видах образования, предусматривающих возможность отсутствия прямого контакта преподавателя со студентом.
    Разработчики дистантного образования утверждают, что лабораторные работы в технических вузах тоже можно сделать дистантными.
    Врачи, получившие дистантное образование, лечить тоже будут дистантно?
    Сколько в РФ вузов, ректоры которых получили заочное образование?
    13:45
    14.03.2012
  • [i]студенты хотят или вынуждены начать работать как можно раньше. Считаю, на плохую посещаемость иногда можно закрыть глаза[/i]

    [i]Стипендии студентов предложено увеличить до прожиточного минимума - после этого, по мнению экспертов, студенты не будут работать вместо занятий[/i].
    lenta.ru/articles/2012/03/15/strategy
    07:46
    16.03.2012
  • По крайней мере я ее вижу такой. Есть специальности (технические, медицинские и творческие и некоторые другие) изучить которые невозможно ТОЛЬКО дистанционно, поскольку практический, исследовательский элемент определяет качество специалиста по большей части. В то же время есть ряд направлений (гуманитарных, например) которые можно спокойно изучать дистанционно при наличии желания и хорошего интернета. Дистанционные технологии в образовании будут играть все большуу роль прежде всего потому, что без них не обойтись работающему специалисту, если он хочет получить дополнительное профильное или непрофильное образование, повысить квалификацию без отрыва от работы.
    Можно много спорить о плюсах и минусах. Все чаще слышу выражение: Дьявол кроется в деталях. Именно так. Применение дистанционных технологий должно быть оправдано, регламентировано и логично. Однако дистанционка не должна реализовываться по ряду направлений.
    09:07
    27.03.2012
  • Люди, которые предлагают другим закрыть глаза, обычно держат свои глаза как раз широко открытыми. Как на моей памяти кричали проводники вагонов при подъезде к Ростову-на-Дону: "Граждане! Держитесь за ваши чемоданы!"
    Не далее как позавчера московская полиция обыскивала квартиру одного ректора. Среди изъятых документов были бланки дипломов с печатями...

    Помощник президента Дворкович предлагал вообще отменить стипендии. Он же предлагал свою кандидатуру на должность министра просвещения. Г-н Дворкович плохо знает историю, иначе он бы придумал другое название своей будущей должности. В России был такой министр просвещения Благолепов...
    10:12
    27.03.2012

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.