Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить

Чечельницкая: для здоровья детей школа так же важна, как поликлиника

Только ли дело медиков - укрепление здоровья детей? Что может сделать для этого школа, в интервью РИА Новости делится мнением главный научный сотрудник Федерального научного клинического центра Детской гематологии, онкологии и иммунологии Серафима Чечельницкая.

Только ли дело медиков -  укрепление здоровья детей? Что может сделать для этого школа, в интервью РИА Новости делится мнением главный научный сотрудник Федерального научного клинического центра Детской гематологии, онкологии и иммунологии Серафима Чечельницкая.

- Серафима Моисеевна, верно ли, как говорят, что со здоровьем детей у нас все хуже и хуже?

- При отсутствии системной статистики - результаты проходившей несколько лет назад общероссийской диспансеризации, а также оценки нашего центра позволяют сказать следующее. Около 10-15% российских школьников "в медицинском смысле больные", то есть страдают различными хроническими заболеваниями. Еще чуть больше 50% школьников относятся к так называемой второй группе здоровья: они не являются больными с чисто медицинской точки зрения, но различные нарушения нормального функционирования организма не дают им жить и учиться полноценно. Такие дети страдают нарушениями осанки, сна, повышенной утомляемостью, частой заболеваемостью, они плохо развиты физически.

- Может ли наша школа помочь в решении этих проблем?

- В отношении больных детей их проблема в равной степени – проблема и медицины, и образования. Если врачи должны их лечить, то учителя - понимать специфику работы с такими детьми. Их задача здесь — "не навредить". Что касается детей с функциональными расстройствами, то это область работы системы образования, а не медицинского обслуживания. Медицина тут ничего не сделает, она может лишь наблюдать и своевременно выявлять переход в заболевание.

Школа же может работать в нескольких направлениях. Во-первых, это просвещение и школьников, и учителей, и родителей. Например, частые эпизоды острых заболеваний, как правило, есть следствие нарушений режима дня, неправильного питания, недоедания. Если ребенок будет соблюдать режим и закаляться, скорее всего, проблема будет решена.

Во-вторых, очень многое могут сделать школьные логопеды и психологи. Так, нарушения речи  - недооцениваемый многими источник проблем со здоровьем. Ребенок не может выразить свою мысль, у него от волнения происходит спазм сосудов головного мозга — а это уже и вегето-сосудистая дистония, и гастрит, и язва желудка.

Учителя должны обращать внимание на состояние детей. Очень часто они первыми могут увидеть проблему и обратить на нее внимание родителей. Допустим, причиной рассеянности девочки-подростка может быть не "ветер в голове", а дефицит железа.

- Вероятно, подобная направленность работы школы потребует больших вложений?

- Необязательно. Скорее она потребует доброй воли коллектива. Уже 10 лет наш Центр работает с 25 московскими школами. Удалось многое, и, предположительно, эти 25 школ станут стажировочными площадками для всех, кто хочет воспринять наш опыт.

Так, в каждой школе мы создали инициативную группу, которая прошла специальную подготовку и разработала комплексные программы охраны и укрепления здоровья учащихся. Начинаем с самых простых вещей: несколько минут двигательной активности на каждом уроке, чтобы не было гиподинамии. Разные виды заданий, чтобы дети не так утомлялись. Индивидуализация домашних зданий - то, что хорошо успевающий ребенок делает за час, плохо успевающий делает за три и устает. Это нужно учитывать.

Далее - индивидуализация занятий физкультурой. Даже три урока физкультуры в неделю не дадут никакого физического развития без дополнительных занятий спортом. Значит, задача учителя физкультуры научить каждого ребенка правильно выполнять определенные упражнения, чтобы он мог заниматься самостоятельно.

Все это не требует ни особенного оборудования, ни изменений в штатном расписании. Нужно, чтобы в школе были логопед, психолог, медсестра, а лучше врач - не более того. Другое дело, что в некоторых регионах не хватает ни психологов, ни логопедов.

- В чем вы видите сложность медицинской составляющей в школьной работе?

- Для нас оказалось сложным, прежде всего, сотрудничество с врачами. Школьная медсестра, как правило, очень загружена. У нее - свой комплекс мероприятий, и просветительская работа со школьниками и учителями в него не входит. В то же время понятно, что и ученики старших классов, и учителя медицинскую информацию лучше воспримут от врача, чем от кого-то еще.

Большая проблема - загруженность учителей. Просветительская работа требует творческого подхода, лекции о пользе здорового образа жизни тут бесполезны. Но что если предложить старшеклассникам решить основанную на данных реального статистического исследования задачу с расчетом прибыли табачной компании? Когда дети сами высчитают, что табачная компания получает 1000% прибыли, а курящая семья тратит на сигареты 15% дохода, они иначе начнут относиться к курению. Правда, такие задачи трудно придумывать человеку, работающему на две ставки, да еще подрабатывающему... Хотя у некоторых получается.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Аналитика и комментарии

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.