Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
slide

Симонов: обществознание нужно не для ЕГЭ, а для жизни

Об особенностях школьного курса обществознания рассуждает в интервью РИА Новости директор Фонда национальной энергетической безопасности, доцент кафедры теоретической политологии МГУ, автор учебника по обществознанию Константин Симонов.

Среди предметов ЕГЭ по выбору – самый популярный обществознание: в 2010 году его сдавали 477 тысяч школьников. О «невыносимой легкости» курса рассуждает в интервью РИА Новости директор Фонда национальной энергетической безопасности, доцент кафедры теоретической политологии МГУ, автор учебника по обществознанию Константин Симонов.

- Константин Васильевич, ребята в большинстве своем воспринимают обществознание как довольно простой школьный предмет. Есть ли повод видеть в этом проблему?

- То, что школьники воспринимают обществознание как «мимолетный факультативчик» – проблема огромная, выходящая далеко за пределы образования.

Этот предмет должен давать школьнику представление о мире, государстве и обществе, понимание того, что значит быть гражданином. Преподавая на философском факультете МГУ, я поражаюсь: студенты младших курсов, сдавшие ЕГЭ по обществознанию или прошедшие олимпиаду, не имеют представления о собственных правах и свободах, не говоря об объеме российской экономики, численности населения, количестве регионов страны. Они не знают, что именно они должны государству, а оно – им, и главное, что оно собой представляет, как устроено.

Мы в России постоянно озабочены тем, что же нам делать со страной: модернизировать ли экономику, реформировать ли политическую систему… Не обращая при этом должного внимания на «незрелость» нашего общества: ну как можно ожидать активного участия в выборах и питать надежды на построение демократии, если подавляющее большинство выпускников школы «в глаза не видели» Конституцию!

Это проблема, в том числе, педагогов и авторов учебников – они должны давать понимание: этот курс – не просто самое легкое, что можно выучить для ЕГЭ, а действительно значимый курс, несущий практические сведения, необходимые в повседневной жизни.

- Каковы недостатки учебников? Каких главных знаний они не дают?

- Как и в случае с курсом истории, главный их недостаток – в абстрагированности от школьника. Детей учат, что такое есть государство, но не учат тому, чем является государство для них самих.

Традиционные учебники похожи на толковые словари, в которых лишь формулировки и определения…  Такой подход не позволяет формировать «гражданские компетенции» и понимание того, каковы слабые и сильные стороны нашего государства, возможные сценарии его развития, реализация которых зависит в том числе от каждого. В традиционном курсе обществознания не затрагиваются проблемы мировой экономики, энергетической и экологической безопасности, многие другие.

- В ряде учебников представлен огромный массив информации, объединяющий основы шести наук: философии, экономики, права, политологии, социологии, социальной психологии. Возможно, что-то следует выделить в отдельный предмет?

- Обществознание – введение в мир более сложных гуманитарных наук, и знание азов всех названных областей необходимо. Выделить что-то в качестве отдельного предмета едва ли возможно: среднестатистический школьник вряд ли способен воспринять отдельный курс, например, философии или социологии, их изучение требует много усилий, да и в программе трудно найти место для дополнительной дисциплины.

- Каким, по-вашему, содержанием должен быть наполнен курс обществознания?

- Суть курса – обозначить нужные темы и подходы к более сложным вопросам, понимание окружающего мира. Так, предлагаемый нами материал рассчитан на 2 года. Учебник «Обществознание. Человек в глобальном мире» (10 класс) посвящен изучению гражданских прав и обязанностей, места и роли человека в обществе и российском государстве. «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» (11 класс) – изучению места и роли России в мире.

Мы сделали акцент на компетентностном подходе, дали больше информации об экономике и ресурсах, новейшей истории мира включая распад СССР, коротко описали стратегии развития Китая, США, Европы, России – словом, предприняли все, чтобы обеспечить понимание современной реальности.

Во избежание субъективности в разговоре о текущей ситуации мы обращались к конкретным фактам, за что нас часто обвиняли в пессимизме: зачем, мол, детям вся эта «чернуха». Но, например, что мир сегодня тратит на вооружение больше, чем в период холодной войны даже с поправкой на инфляцию, – объективный факт. Можно, конечно, подходить к обучению и по-другому, в духе «как повезло России с природными ресурсами», забывая, что страна осваивалась, завоевывалась, создавалась в течение многих веков предшествующими поколениями…

Но какого тогда отношения к своей стране можно ждать от молодых? Такие вещи нужно объяснять иначе: страна и ее богатства достались тебе от предков, которые заработали все тяжелым трудом, страна принадлежит тебе и только от тебя зависит, что с ней будет завтра, вот риски, угрозы, а вот перспективы, возможности; жить в этом мире и этой стране – тебе...

Материал подготовила Мария Грачёва (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости

Аналитика и комментарии

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.