Рейтинг@Mail.ru
Антон Мусатов: факторинг будет осваивать новые рыночные ниши - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Антон Мусатов: факторинг будет осваивать новые рыночные ниши

© Фото предоставлено пресс-службой банка ВТБПредседатель правления Ассоциации факторинговых компаний, генеральный директор "ВТБ Факторинг" Антон Мусатов
Председатель правления Ассоциации факторинговых компаний, генеральный директор ВТБ Факторинг Антон Мусатов
Читать ria.ru в

О том, каким был уходящий год для российского рынка факторинга в интервью РИА Новости рассказал председатель правления Ассоциации факторинговых компаний (АФК), генеральный директор "ВТБ Факторинг" Антон Мусатов.

— По данным АФК, по итогам 9 месяцев 2016 года российский рынок факторинга по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показал небольшой рост. За счет чего удалось вырасти, показателен ли этот рост? Каков прогноз по итогам 2016 года?

— Оценка АФК базировалась на показателях, которые были получены по итогам анкетирования 25 факторинговых компаний и банков. Они формируют 87% рынка —  это 1,2 триллиона рублей факторингового оборота и 212 миллиардов рублей портфеля на отчетную дату. По оценкам АФК, порядка 13% рынка остались за пределами исследования, и это тоже нужно учитывать.

Рост наблюдался, в основном,  за счет освоения новых, нетрадиционных для факторинга отраслей, а также за счет гибкой ценовой политики, развития новых продуктов и электронных каналов обслуживания. Тем не менее, все это пока нельзя назвать общей, единой тенденцией, которая требуется для динамичного развития рынка.

Российский факторинговый рынок давно приблизился к насыщению в классических для факторинга коммерческих сегментах экономики, поэтому, скорее всего, общий объем портфеля по итогам 2016 года существенно не изменится. Возможно, мы увидим рост факторингового оборота, который будет связан с активным использованием факторинга без финансирования. Но, на мой взгляд, мерять факторов суммой платежей, которые по факту просто проходят транзитом по их счетам, без учета принимаемых рисков, неправильно. Рынок корректней измерять, на мой взгляд, размером факторингового портфеля, принимая во внимание объем выплаченного финансирования, а также полученного дохода.

— С какими рисками сталкиваются факторинговые компании? Многим ли компаниям удается успешно управлять рисками? Уходят ли игроки с рынка факторинга?

— Факторы несут весь объем рисков, который есть у любой компании, осуществляющей поставку товаров или услуг на условиях отсрочки платежа. Основные риски – это неоплата или несвоевременная оплата поставленной продукции покупателем, а также мошенничество со стороны поставщиков и покупателей. Поэтому факторинговая компания, как и любая другая финансовая структура, может нести некоторые потери. При этом доля проблемных активов в портфелях зависит от качества риск-менеджмента. Убежден, что грамотный риск-менеджмент является определенным залогом успеха. Так, 2015 год, когда рынок факторинга покинуло много факторов, показал, что правильный риск менеджмент – это залог стабильности, возможности дальнейшего развития. Рынок факторинга, как и банковский, оздоравливается.

— Какие тренды в управлении рисками Вы наблюдаете в последнее время?

— Один из трендов — развитие электронного документооборота с применением ЭЦП, который облегчает работу факторинговых компаний и банков, исключая возможность подделки отгрузочных документов. Вообще переход к электронному документообороту – один из значимых этапов в развитии российского рынка факторинга. Эра цифрового факторинга уже наступает. Благодаря автоматизации, формализации бизнес-процессов факторы могут существенно минимизировать свои издержки и повысить эффективность бизнеса, а для клиентов это означает увеличение скорости проведения операций и снижение стоимости финансирования.
Еще один момент,  касающийся управления рисками, состоит в том, что факторы, в отличие от любых других кредиторов предприятия, подтвердили свое неоспоримое преимущество – они видят проблемы, возникающие в расчетах между поставщиком и покупателем, практически сразу, уже на следующий день, и могут более оперативно реагировать и минимизировать свои риски, взыскивать задолженность.

— Насколько высока конкуренция на рынке?

— Конкуренция есть, это неотъемлемая часть здорового рынка. Наличие достойных, сильных конкурентов позволяет держать себя всегда в тонусе и  зачастую конкурировать с самим собой: у тебя есть отличный продукт или сервис, но ты все равно постоянно думаешь, как можно сделать его еще лучше.

Одна из ключевых тенденций, которую мы наблюдали во второй половине 2016 года, – это появление на рынке новых факторов, а также публичной информации о компаниях, которые ранее не заявляли об оказании факторинговых услуг. Это положительный тренд, так как это усиливает здоровую конкуренцию и позволяет рынку развиваться. А привлечение в факторинг новых поставщиков и покупателей способствует популяризации факторинга и повышает уровень его проникновения в отечественную экономику.

— По Вашей оценке, каким будет 2017 год для факторингового рынка?

— Следующий год будет сложным, но очень перспективным – сильные могут стать еще сильнее. Сотрудничество с компаниями из нетрадиционных для российского факторинга отраслей и реализация инновационных продуктов для новых категорий клиентов будет являться драйвером факторингового рынка в среднесрочной перспективе.

Мне всегда хочется большего. Поэтому наша компания взяла курс на развитие новых направлений и освоение новых рыночных ниш, среди которых долгосрочный факторинг, в том числе, по контрактам в сфере энергетики, госфакторинг и другие решения. В уходящем году мы заложили хороший фундамент: запустили новые уникальные продукты для рынка, реализовали ряд партнерских программ, усовершенствовали электронный документооборот и цифровой факторинг, работали над повышением общей диджитализации бизнеса.

— В какие сферы и направления идете?

— В первую очередь, мы заинтересованы в финансировании мероприятий, способствующих повышению эффективности компаний. Здесь мы видим огромный перспективный рынок. Во-первых, времена, когда факторинг рассматривали только в качестве альтернативы кредитным продуктам, уходят в прошлое:  последнее время все больше компаний стремятся сочетать различные инструменты финансирования. Грамотное использование факторинга и кредитов в разы повышает эффективность компаний и портфеля привлеченных средств. Именно такая тенденция будет развиваться.

Во-вторых, модернизация инфраструктуры с помощью факторинга сгенерирует колоссальный потенциал. Если идти по классической схеме привлечения инвестиционных средств, то модернизация требует крупных вложений — как собственных, которые тоже нужно где-то взять, так и привлеченных, которые генерируют дополнительные расходы. Долгосрочный факторинг позволяет проводить энергоэффективные мероприятия без первоначальных вложений, а погашение задолженности производится за счет расчетной экономии на топливно-энергетических ресурсах. Первое такое публичное соглашение в этом году в рамках Петербургского международного экономического форума мы подписали с госкорпорацией Ростех на сумму 100 миллиардов рублей. Соглашение предусматривает финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности предприятий, входящих в состав корпорации. Сделка открывает новую эру долгосрочного финансирования на российском рынке. Мы продолжим работу в этом направлении, привлекая к сотрудничеству и другие крупнейшие российские компании.

— "ВТБ Факторинг" пятый год подряд сохраняет лидерство на рынке. За счет удается сохранять позиции?

— В 2016 году мы лидируем с рекордной для себя долей, опережая суммарный портфель двух ближайших участников рынка. Это заслуга нашей команды, которую объединяют общие цели, ценности, взгляды на работу и жизнь, ведь успех компании напрямую зависит от каждого сотрудника. Важным фактором для нас является поддержка группы ВТБ, причем не только на уровне фондирования, но и на уровне выстраивания и развития взаимоотношений с клиентами. Мы вместе преодолеваем сложности, боремся за прорывные идеи и стремимся, чтобы они выстреливали и давали новый импульс для роста. Благодаря творчеству в профессии мы выходим на новое понимание факторинга, расширяя область его применения, продолжая придерживаться стратегии развития, укрепления лидерства и генерации большей прибыли.

Нашу стратегию я бы сформулировал словами одного известного произведения: "Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала