Рейтинг@Mail.ru
МЭР: России нужны сильные позиции в ВТО - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

МЭР: России нужны сильные позиции в ВТО

© Фото : аккаунт WTO на FacebookРоссийская Федерация в WTO. Архивное фото
Российская Федерация в WTO. Архивное фото
Читать ria.ru в
Директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков подчеркнул, что набор правил ВТО именно в силу их широкого охвата как по предмету, так и по числу участников является универсальным. Они регулируют более 95% торговли.

МОСКВА, 18 авг — РИА Новости/Прайм. России нужны сильные позиции на площадке Всемирной торговой организации (ВТО), чтобы отстаивать свои интересы, считает директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков.

Штаб-квартира Всемирной Торговой Организации в Женеве, Швейцария
Россия оспорит в суде ВТО пошлины Евросоюза на сталь
Россия является членом ВТО уже почти четыре года. В 2012 году 22 августа страна официально вступила в организацию, которая на данный момент объединяет 164 страны. Россия может претендовать на звание одного из самых настойчивых претендентов: переговоры о членстве в организации длились 18 лет, а впервые желание стать наблюдателем Россия изъявила еще в 1986 году.

Медведков в интервью РИА Новости подчеркнул, что набор правил ВТО именно в силу их широкого охвата как по предмету, так и по числу участников является универсальным. Они регулируют более 95% торговли.

"Никто не ставит под сомнение справедливость базовых норм, таких как режим наибольшего благоприятствования или национальный режим. Эти и многие другие нормы ВТО, выработанные 60 лет назад, по-прежнему актуальны и уважаемы", — уверен Медведков.

"Безусловно, чтобы отстаивать свои интересы на площадке ВТО, России нужны сильные позиции", — сказал он.

Правила преткновения

По мнению Медведкова, у ВТО как у инструмента регулирования глобальной торговли есть проблемы "не столько с настоящим, сколько с будущим". Он отмечает, что организации все труднее находить консенсус среди своих членов в отношении перспектив развития правил мировой торговли хотя бы потому, что в процессе принятия решений участвуют почти 170 стран.

Штаб-квартира Всемирной Торговой Организации в Женеве, Швейцария. Архивное фото
Россия проиграла суд ВТО по иску ЕС по бумаге и холодильникам
Страны-участницы ВТО на десятой министерской конференции в Найроби в 2015 году договорились по запрету субсидирования сельскохозяйственного экспорта — пункту, который долгие годы оставался камнем преткновения между развитыми и развивающимися экономиками. Однако другой ключевой вопрос встречи — стоит ли продолжать Дохийский раунд или переформатировать повестку ВТО — так и остался неразрешенным, переговоры по нему продолжаются и сегодня.

"Хотя в Найроби были приняты исторические, экономически значимые, выгодные для нас решения о правилах экспортной конкуренции в сельском хозяйстве, а двумя годами раньше, на Бали – о правилах упрощения торговых процедур, многие члены ВТО не удовлетворены тем, как реализуется переговорная функция организации. Поэтому сейчас активно обсуждается будущая повестка многосторонних переговоров, и она будет дополняться так называемыми "новыми вопросами", — рассказал Медведков.

Среди них, отмечает директор департамента, могут быть электронная торговля, инвестиции, малые и средние предприятия, глобальные цепочки поставок. Ряд делегаций заинтересован в усилении внимания к санитарным и фитосанитарным мерам, техническим барьерам в торговле, защитным механизмам, региональным торговым соглашениям.

"Мы в этой работе участвуем, готовим конкретные предложения. Надеемся, что к 11-ой министерской конференции ВТО 2017 года вместе с другими членами организации сможем согласовать дальнейшие направления и механизмы развития ВТО", — надеется Медведков.

Региональный вопрос

Рабочая поездка премьер-министра РФ Д. Медведева во Владимирскую область
Медведев заявил, что альтернативы ВТО на данный момент не существует
В настоящий момент в мире растет число региональных торговых соглашений. Причиной их появления некоторые эксперты называют то, что они могут предложить новые выгодные правила для бизнеса, которые не смогла предложить ВТО. Кроме того, согласовать их в рамках более узких объединений иногда бывает проще и быстрее, чем в рамках ВТО, в которую входит гораздо большее количество стран.

Отвечая на вопрос, являются ли региональные торговые союзы реальной угрозой и заменой ВТО в настоящее время, Медведков отметил, что региональные соглашения – это, скорее, дополнение ВТО, но не ее замена.

"Число и охват этих соглашений растет пропорционально торможению ВТОшной нормотворческой функции. Логика участников этих соглашений проста – если мы не можем, например, договориться о снижении импортных пошлин в масштабах ВТО, давайте это делать в кругу стран, у которых общий интерес это сделать. Тем более, что ВТО дает своим членам такое право", — пояснил он.

"Конечно, здесь много подводных камней, и самый крупный из них — угроза эрозии многосторонних, охватывающих весь мир правил международной торговли, возврата к системе торговых блоков, со своими правилами и своими порядками", — продолжил Медведков.

Именно поэтому, по мнению собеседника агентства, особую важность приобретает обеспечение прозрачности процессов экономической интеграции, обеспечение соответствия существующих и будущих преференциальных торговых соглашений требованиям ВТО.

"В Найроби министры договорились, что региональные торговые соглашения должны эффективно дополнять, но не заменять собой многостороннюю торговую систему, а действующий временный механизм транспарентности в отношении РТС должен приобрести статус постоянного… За этим надо не только следить – надо сдвинуть с места огромную переговорную машину ВТО и заставить ее двигаться. Это крайне трудная задача – но тем она и интереснее", — считает Медведков.

Интересы РФ

Российская Федерация в WTO. Архивное фото
Ткачев: участие в ВТО ничего не дало российскому сельскому хозяйству
Медведков рассказал, что за четыре года в организации Россия завершила процесс организационной адаптации, создала необходимую инфраструктуру взаимодействия с ВТО, включая постпредство в Женеве, отладила внутри межведомственную координацию, в том числе с коллегами из таможенного союза ЕврАзЭС.

"Участие в работе соответствующих органов ВТО позволяет реализовать меры по предотвращению введения, отмене и изменению мер иностранных государств, которые оказывают негативное влияние на интересы российских компаний, в том числе и с использованием системы разрешения споров", — напомнил он.

На данный момент Россия является истцом в четырех спорах, в числе которых два спора с ЕС в связи с применением методики "энергокорректировок", "третьим энергопакетом ЕС", спор по антидемпинговым мерам Украины, применяемым к импорту нитрата аммония из РФ.

Кроме того, Россия является ответчиком в шести спорах, инициированных ЕС, Японией и Украиной. Эти споры касаются механизма уплаты утилизационного сбора, мер в отношении импорта живых свиней, свинины и другой свиной продукции, антидемпинговой меры Евразийского экономического союза в отношении легких коммерческих автомобилей, тарифного регулирования некоторых производственных и сельскохозяйственных товаров, мер в отношении импорта железнодорожной техники и ее частей.

Как заметил Медведков, количество споров вряд ли может считаться показателем "успешности" участия в ВТО. "Споры – это крайне затратная операция, к которой прибегают тогда, когда все другие инструменты использованы. Задача торговой дипломатии, как и дипломатии политической – урегулировать проблему максимально простым и дешевым способом. Многие проблемы мы сняли или снимаем без обращения в суд ВТО", — пояснил Медведков.

Панель арбитров ВТО 12 августа впервые вынесла решение по спору, в котором РФ выступает в качестве ответчика. Панель в целом поддержала позицию Евросоюза в споре с Россией по пошлинам на бумагу, пальмовое масло и холодильники. При этом третейская группа отвергла обвинения ЕС в системном характере нарушений со стороны РФ.

"Спор с ЕС по пошлинам на отдельные товары Россия, по сути, выиграла, так как формальный проигрыш по отдельным товарным позициям полностью нивелируется выигрышем по претензиям ЕС в отношении так называемого "системного нарушения обязательств по пошлинам", — подчеркнул Медведков.

Он напомнил, что Россия никогда не отрицала, что по техническим причинам импортные пошлины на некоторые товары отличались от определенных в ее тарифных обязательствах. Пошлины на все товары, которые были предметом спора (за исключением бумаги и холодильников) уже были полностью приведены в соответствие с обязательствами в рамках ВТО, еще до начала или в ходе разбирательства. Оставшиеся две позиции будут приведены в соответствие в самое ближайшее время, пояснил он.

"Таким образом, экономического эффекта данное решение иметь не будет. Вместе с этим, ЕС обвиняло нас в системном нарушении наших обязательствам по всему ЕТТ (единому таможенному тарифу), где формат ставки пошлины отличался от формата, согласованного в наших обязательствах. В этой части мы выиграли спор, тем самым избежав необходимости пересмотра всего тарифа", — сказал Медведков.

"Сила страны в ВТО не в количестве споров, а в умении продвигать свои интересы, привлекая сторонников, союзников, уважая консенсус", — заключил Медведков.

Читайте полный текст интервью >>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала