Рейтинг@Mail.ru
Новые ледоколы помогут России осваивать Арктику - РИА Новости, 16.06.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новые ледоколы помогут России осваивать Арктику

© РИА Новости / Святослав Акимов | Перейти в медиабанкЦеремония спуска на воду головного атомного ледокола проекта "Арктика" на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге
Церемония спуска на воду головного атомного ледокола проекта Арктика на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге
Читать ria.ru в
В четверг на Балтийском заводе состоялся спуск на воду самого мощного в мире атомного ледокола "Арктика".

МОСКВА, 16 июн — РИА Новости. Новые ледоколы "Арктика" и "Илья Муромец" помогут в освоении Северного морского пути, заявил вице-президент Ассоциации полярников Владимир Стругацкий.

Самый мощный в мире атомный ледокол "Арктика" спущен на воду на Балтийском заводе. Менее чем за неделю до этого на "Адмиралтейских верфях" на воду спустили дизель-электрический ледокол нового поколения "Илья Муромец" для Военно-морского флота.

Стругацкий отметил, что Россия — лидер в ледокольном флоте. По его словам, это будет способствовать развитию Северного морского пути. "Ледоколы дадут возможность надежно и круглогодично использовать Севморпуть в экономических целях", – сказал он РИА Новости.

Он подчеркнул, что Россия – единственная страна, обладающая ледокольным флотом, причем — самым мощным в мире. "Мы это доказывали не раз в арктических экспедициях" — сказал он, добавив, что благодаря атомному ледоколу "Россия", построенному на Балтийском заводе, в 2007 году впервые был установлен флаг России на дне Северного Ледовитого океана, в точке полюса.

Три новых атомных

Головной атомный ледокол Арктика проекта 22220 на верфи ООО Балтийский завод — Судостроение в Санкт-Петербурге
Атомный ледокол "Арктика" будет вывозить сжиженный газ с "Ямала СПГ"
"Арктика" — головной ледокол проекта 22220. Эти суда смогут проводить караваны в арктических условиях, пробивая лед толщиной до трех метров. Использовать их предполагается для проводки судов, перевозящих углеводородное сырье с месторождений на Ямале и Гыданском полуострове, шельфе Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Технический проект атомохода разработало ЦКБ "Айсберг" в 2009 году. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

Длина "Арктики" — 173,3 метра, ширина — 34 метра, водоизмещение — 33,5 тысячи тонн. Экипаж составляет 75 человек. Атомоход оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт. Ледокол заложили в ноябре 2013 года, срок его сдачи — декабрь 2017 года.

Балтийский завод построит три атомных ледокола проекта 22220. Первый серийный ледокол "Сибирь" был заложен 26 мая 2015 года, осенью нынешнего года планируется заложить второй — "Урал".

Военный "Илья Муромец"

Новый ледокол получит и Военно-морской флот: 10 июня 2016 года на "Адмиралтейских верфях" спустили на воду дизель-электрический ледокол "Илья Муромец" (проект 21180) — первый корабль подобного класса, построенный для ВМФ за последние 40 лет. Его передача флоту запланирована на 2017 год.

Дизель-электрический ледокол Илья Муромец во время церемонии спуска на воду на АО Адмиралтейские верфи в Санкт-Петербурге
Первый за 40 лет ледокол для ВМФ России "Илья Муромец" спустили на воду
Этот ледокол собираются задействовать в составе арктической группировки Северного флота. Сейчас рассматривается перспектива серийного производства ледоколов "богатырского проекта".

Кроме того, гендиректор "Адмиралтейских верфей" Александр Бузаков заявил, что до конца 2016 года на предприятии заложат еще два ледокола водоизмещением 8 тысяч тонн для Северного флота.

Новые разработки

На этом проекты по созданию ледоколов не исчерпываются. Сейчас рассматривается вопрос разработки техпроекта атомного суперледокола, который сможет обеспечить круглогодичную работу в высоких широтах в Арктике, а не только по Севморпути. Эскизный проект корабля выполнили в 2015 году.

Ледокол Арктика. Архивное фото
Гонки за Арктику пока не будет: страны региона не спешат строить ледоколы
Также идет разработка многофункционального атомного ледокола так называемого оффшорного типа мощностью 40 МВт. Это судно не имеет аналогов. Планируется, что оно будет оснащено универсальным оснащением, которое окажется незаменимым при работах на шельфе.

Это может быть как ледокол-снабженец, который будет обслуживать буровые платформы, так и ледокол для работы с подводными добычными комплексами — в таком случае в нем разместят обитаемые или необитаемые подводные погружные аппараты. Кроме того, это может быть ледокол для стимулирования добычи нефти и даже сейсморазведочный корабль.

Ледокольная конкуренция

Другие северные страны тоже понимают стратегическую важность Арктики, но пока не могут даже подобраться к уровню российского ледокольного флота. Кто-то из них думает о модернизации имеющихся мощностей, кто-то — о международном сотрудничестве, но все это перспектива не сегодняшнего и не завтрашнего дня. А тем временем Арктикой все настойчивее интересуются страны не из местных широт, в первую очередь — Китай и Индия.

Их активность понятна. Запасы арктической зоны одной только России оцениваются в 258 миллиардов тонн условного топлива — 60% всех углеводородов страны. Разведанные запасы нефти в российской Арктике составляют 7,7 миллиарда тонн, газа — 67 миллиардов.

Вдоль северных берегов Росси, проходит и важнейшая транспортная магистраль — Северный морской путь. Это кратчайший маршрут, который соединяет Европу с Дальним Востоком, с Азиатско-Тихоокеанским регионом, западном Северной Америки. В последние годы он все больше становится альтернативой традиционным маршрутам из Европы в Азию.

США: трудности финансирования

Это может показаться странным, но одна из ведущих морских держав — США — располагает более чем скромным ледокольным флотом. Он состоит из четырех судов: три — у Службы береговой охраны, одно — у Национального научного центра. Polar Star, Polar Sea и Healy, закрепленные за береговой охраной, — одни из самых мощных неатомных ледоколов в мире. Они были построены в 1970-х годах, и предполагалось, что срок их службы составит 30 лет. Но по факту приходится использовать Polar Star и Healy до сих пор, а Polar Sea уже несколько лет назад был отправлен в сухой док. Нужно срочное обновление и расширение флота, но проблема — в деньгах.

"У нас небольшой стареющий флот, которому нужно уделять внимание, но финансирование является очень сложной задачей", — признает эксперт в области полярных исследований вашингтонского Центра Вильсона Дэвид Биэтт.

По его словам, только береговой охране США нужно шесть ледоколов. При этом у США нет адекватных возможностей для поиска и спасения в северных водах, особенно с учетом увеличения судоходства в Арктике. "Нам нужны ресурсы, чтобы это сделать, мы не можем притворяться, что ситуация не изменилась", — подчеркнул эксперт.

Посольство России в США. Вашингтон. Архивное фото
Посольство РФ: Россия не опасается увеличения числа ледоколов США в Арктике
"В США есть военные и политические руководители, которые знают потребность в большом, современном ледокольном флоте, но лишь несколько законодателей готовы выделить необходимые средства на строительство новых судов", — отметил Биэтт, добавив, что пока сенат согласен финансировать замену только одного ледокола.

Как и для России, доступ в Арктику для США — это еще и вопрос энергетической безопасности. По мере повышения цен на энергоносители будет возрастать спрос на разведку и разработку нефтегазовых ресурсов в Арктике, и США и Канада должны быть к этому готовы, — считает эксперт.

В любом случае отставание быстро преодолеть не удастся. "Даже удвоение или утроение финансирования оставит возможности США и Канады на уровне менее 10 судов. Большее число современных российских ледоколов будет причиной для американских оборонных аналитиков призывать к увеличению флота в США. Громкие призывы могут быть услышаны или нет, но строительство чего-то нового в любом случае займет много времени", — резюмировал Биэтт.

Канада: флот хороший, но старый

Канадский ледокольный флот выглядит чуть мощнее американского — он насчитывает шесть ледоколов. Но трудности те же: имеющиеся ледоколы устаревают, а на строительство новых нет денег.

"Наш самый большой и мощный ледокол Louis S. St-Laurent был построен в 1969 году, и ему уже около 50 лет. Наши ледоколы среднего класса, которых у нас три, были построены в середине 1970-х", — подтвердил доцент политических наук Университета Калгари Роберт Хуберт.

"У нас есть очень профессиональный флот, который хорошо обслуживается, но никуда не деться от того факта, что он старый", — добавил он.

Модернизировать ледокольный флот Канада планировала начать еще лет 30 назад. Власти обещали построить новый ледокол на замену Louis S. St-Laurent в середине 1980-х. Но экономический кризис 1990-х заставил забыть об этих планах. С тех пор тема строительства ледокола поднималась время от времени, но до практической реализации не дошло. "Проект все еще есть. У ледокола даже есть имя — John G. Diefenbaker, но в текущих планах не значится начало строительства ранее чем в 2020 году", — отметил Хуберт.

По его словам, ситуация осложняется тем, что кораблестроение в Канаде находится в довольно запущенном состоянии. "Требуется время, чтобы верфи заработали. Мы делали очень хорошие суда, но потом прекратили", — подчеркнул эксперт.

Есть в Канаде и те, кто считает, что крупный ледокольный флот стране не нужен. Например, научный сотрудник университета провинции Саскачеван Хитер Экснер-Пиро считает, что двух-четырех современных судов вполне достаточно.

"Конечно, их не должно быть так много, как в России, которая имеет больше гражданских нужд и больший грузопоток вдоль Северного морского пути. Глупо говорить про США и Канаду, что они плетутся в хвосте или проигрывают России, у которой 37 ледоколов, в этой несуществующей гонке. И Канада, и США имеют менее 1% ВВП от деятельности в Арктике. Для России это порядка 20%", — указала она.

По ее мнению, нескольких судов ледокольного класса достаточно для эффективного сопровождения грузов, научных исследований, поисковых работ. А в военных целях ледоколы бесполезны. "Те возможности, которые есть у России в плане ледоколов, имеют нулевое влияние на их относительные оборонные позиции в Арктике, где немыслимо вести конфликты на море ледоколами", — уверена Экснер-Пиро.

Скандинавия: ставка на сотрудничество

Ближайшие соседи России также не могут похвастаться крупными ледокольными флотами. У Финляндии судов такого класса семь, у Швеции — пять, в Норвегии ледокол всего один. И это при том что морские коммуникации для скандинавских стран жизненно важны. В Швеции, в частности, 90% импорта и экспорта доставляется морем. У Норвегии почти 90% экспортных доходов поступает от деятельности и ресурсов в море, при этом 80% морской территории страны находится на севере страны.

Неудивительно, что ледокольные суда Скандинавии используются по полной, что приводит к их преждевременному старению. Например, ресурс ледокольного флагмана Швеции "Одена", который в 1991 году первым из неатомных ледоколов достиг Северного полюса, был рассчитан до 2030 года. Но его так часто задействовали — как шведские исследователи, так и ученые из России, США, Канады, Норвегии, Индии, Южной Кореи — что, видимо, срок службы сократится на пять-семь лет.

В принципе, Стокгольм планирует заменить все пять ледоколов, но произойти это может опять-таки только к 2030 году. А необходимость в этих судах не уменьшается, несмотря на дискуссии о потеплении климата.

"Необходимость в ледоколах есть, как и раньше, так как льда, в целом, можно сказать, не стало меньше в зимний сезон. Кроме того, отмечается также и некоторый рост судоходства в Балтийском море", — считает ответственный за работу с ледоколами шведского государственного управления судоходства Томас Орнелль.

Кроме самостоятельных мер, Стокгольм налаживает и взаимодействие с другими странами. В декабре 2015 года Швеция, Финляндия и Эстония подписали договор о развитии сотрудничества в области совместной эксплуатации ледоколов в Балтийском море. Кроме того, шведский Государственный секретариат полярных исследований и канадское министерство природных ресурсов заключили договор об укреплении научного сотрудничества в Арктике.

На международное сотрудничество делает ставку и Норвегия, чей МИД разработал программу "Арктика-2030", в рамках которой ведется работа над 100 разными проектами с 50 партнерами. "Арктика 2030" призвана продвигать норвежские интересы и позицию Норвегии как ответственного игрока на севере. Выделяются средства на укрепление лидирующей роли Норвегии в области знаний, контроля за окружающей средой и природными ресурсами в северных районах, в сфере экономического развития", — пояснил статс-секретарь норвежского внешнеполитического ведомства Туре Хаттрем.

Китай и Индия идут на Север

На фоне относительного затишья в странах региона активность на севере развивают страны, от Арктики совсем далекие, такие как Китай и Индия. Первый уже принят в Арктический совет как наблюдатель, все чаще в Китае высказываются в том ключе, что Арктика не принадлежит какой-то одной стране или группе государств и, соответственно, Пекин вполне имеет право на долю северных ресурсов. Одним из приоритетов объявил освоение Арктики и Нью-Дели. Пока технических ресурсов для практической работы в арктических широтах ни у Китая, ни у Индии нет и они вынуждены арендовать ледоколы у северных стран. Но, по мнению экспертов, ситуация может измениться.

Роберт Хуберт из университета Калгари считает, что Китай нуждается "в утилизации арктического пространства для поддержания своих стратегических целей". При этом, отмечает он, официально Китаю в Арктике рады, "но есть опасения". Дело в том, что сейчас Китай серьезно работает над тем, чтобы набрать обороты в научной сфере, рассматривает экономические возможности, но так или иначе заходит разговор о военных аспектах.

"Вопрос состоит в том, что они (китайцы) хотят, наращивая свое движение на север? Они отправляли суда в скандинавские страны осенью прошлого года, посетили Финляндию, Швецию и Данию. Они также отправили пять судов на цепь Алеутских островов, подошли и вернулись обратно. Это, очевидно, было напоминанием США, что китайцы могут столь же легко прийти в американские воды, как американцы могут подойти к архипелагу Спратли в Южно-Китайском море", — подчеркнул Хуберт.

По его словам, все это похоже на скромные пока попытки создания нового баланса сил в Арктике. "Такой баланс может пойти очень неправильно", — заключил Хуберт.

Атомный ледокольный флот России
Атомный ледокольный флот России
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала