Рейтинг@Mail.ru
Российский автопром "заправят" господдержкой - РИА Новости, 25.12.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российский автопром "заправят" господдержкой

© РИА Новости / Юрий Стрелец | Перейти в медиабанкСборочное производство на конвейере завода АвтоВАЗ в городе Тольятти. Архивное фото
Сборочное производство на конвейере завода АвтоВАЗ в городе Тольятти. Архивное фото
Читать ria.ru в
В следующем году нет факторов для роста производства автомобилей, отметил Сергей Удалов из "Автостата". Без продолжения мер поддержки российский авторынок продолжит дальнейшее падение.

МОСКВА, 25 дек — РИА Новости. Оценки перспектив российского сектора производства и продаж автомобилей на будущий год выглядят неутешительно: не только эксперты и аналитики, но и Минпромторг предрекают рынку падение.

Насколько оно будет серьезным, зависит от комплекса мер, которые примет правительство для поддержки отрасли. Власти РФ уже объявили о том, что автопром будет одной из тех отраслей, которые смогут претендовать на антикризисную поддержку в будущем году.

"В лучшем случае, если ситуация останется такой же, рынок может удержаться на текущем уровне (2015 года – ред.), при том, что будут какие-то меры для его поддержки", — считает Сергей Удалов из "Автостата".

Смягчить негативные прогнозы в текущей макроэкономической обстановке поможет не только программа поддержки спроса, но и стимулирование экспорта продукции автопрома.

Прогнозы

По мнению Удалова, в следующем году нет факторов для роста производства автомобилей. Без должных мер поддержки объем продаж и производства будет падать. Если нефть будет около 40 долларов за баррель, может быть падение продаж до 20% к текущим показателям, то есть где-то на уровне 1,2 миллиона легковых машин в 2016 году, рассуждает аналитик.

"Ситуация в автопроме достаточно понятная – есть, во-первых, избыточные мощности. Во-вторых, за последние три года, когда рынок падал, он сжался очень сильно. Естественно, в этой ситуации компаниям надо сокращать свои издержки", — рассуждает аналитик "ВТБ Капитала" Владимир Беспалов.

По оценке Минпромторга РФ, загрузка мощностей российского автопрома, которые способны выпускать порядка 3,44 миллиона автомобилей в год, в 2015 году составила лишь 40%. При этом в 2010 году этот показатель был на уровне 51%.

Завод General Motors в производственной зоне Шушары-2 Санкт-Петербурга. Архивное фото
Автопром-2015 – год осознания и адаптации в России

Без продолжения мер поддержки российский авторынок продолжит дальнейшее падение в 2016 году, уровень загрузки мощностей при этом упадет ниже критических 30%, опасается Минпромторг. По прогнозу ведомства, в отсутствие господдержки авторынок в следующем году продолжит стремительное падение и сократится еще на 40% от прогнозных показателей на 2015 год, до 980 тысяч машин.

В условиях продолжения поддержки сокращение может составить лишь 9%, до 1,5 миллиона единиц. О тотальной зависимости сектора от господдержки на следующий год говорит и Удалов. Производство в 2016 году может сократиться на 5% к текущему году — до 1,3 миллиона штук.

Прогноз министерства по совокупным продажам машин в РФ в 2017-2018 годах – 1,5 и 1,6 миллиона единиц с господдержкой и, соответственно, 1,1 и 1,3 миллиона автомобилей без нее.

Аналитик "ВТБ Капитала" Владимир Беспалов более оптимистичен: "В зависимости от того, что у нас будет с экономикой, в пределах от 0 до 5% будет рост в следующем году (по продажам легковых машин и LCV – ред.), при самом оптимистичном сценарии – 10%". Небольшой рост в 2016 году возможен за счет эффекта низкой базы уходящего года, за счет стабилизации экономики, надеется Беспалов.

В то же время, он констатирует неопределенность ситуации на рынке, его зависимости от курса рубля и цены нефти. "Я думаю, таких темпов падения (как в текущем году – ред.) в 2016 году мы в любом случае не увидим больше. При самом неблагоприятном стечении событий может быть падение до 10%, но, скорее всего, такого не произойдет", — отмечает аналитик.

Планы и предложения

Из-за резкого снижения спроса в условиях переизбытка мощностей может произойти полная "деиндустриализация" автомобильной промышленности, предупреждает Минпромторг. Чтобы не допустить этого, министерство в следующем году собирается поддержать спрос на авторынке на уровне, который обеспечит "выживаемость автопроизводителей, инвестиционную привлекательность", следует из презентации Минпромторга.

Цех сборки кузовов и шасси на автомобильном заводе КАМАЗ. Архивное фото
Минпромторг РФ в январе вернется к вопросу поддержки автопрома

Также планируется оптимизировать неэффективные производственные мощности путем концентрации господдержки вокруг высоколокализованных (более 50%) производителей и создать условия для повышения экспортоориентированности автопроизводства.

Для улучшения условий экспорта автозаводам в долгосрочной перспективе до 2020 года министерство предлагает устранить заградительные импортные пошлины, компенсировать производителям часть затрат на доставку продукции до зарубежных рынков и компенсировать затраты на адаптацию машин к техническим требованиям экспортных рынков.

На последние две меры может понадобиться 10 и 11 миллиардов рублей соответственно. Предполагается, что меры господдержки позволят в 2016 году увеличить экспорт российского автопрома в дальнее зарубежье до 63 тысяч единиц, а в 2020 году — до 382 тысяч автомобилей.

О преимуществе экспортной модели при слабом рубле для восстановления автопрома говорят и аналитики Roland Berger Strategy Consultants. По их мнению, правительству и бизнесу необходимо создать совместный план по развитию автомобильной промышленности на 5 лет. Также они предлагают стимулировать дополнительные инвестиции со стороны поставщиков путем обновления 566 постановления в части установления более реалистичных целевых уровней локализации.

В перспективе до 2020 года Минпромторг с учетом макроэкономической ситуации предлагает ограничить сроки эксплуатации коммерческих транспортных средств, ввести грузовой и экологический коэффициенты в транспортный налог, контролировать исполнение директив подконтрольных государству юрлиц в процессе закупок и разрешить использовать "материнский капитал" для покупки машины.

Деньги

На текущий момент ведомство оценивает потребность в финансировании программ поддержки спроса на авторынке в 2016 году в 36,2 миллиарда рублей, еще 3,6 миллиарда понадобятся на субсидирование закупок городского электротранспорта и технику ЖКХ, работающую на газомоторном топливе. Поддержка спроса позволит продать в следующем году на 500 тысяч машин больше, считают в министерстве.

Вице-премьер Аркадий Дворкович после совещания на "АвтоВАЗе" и вовсе пообещал поддержать предложение об увеличении поддержки автопрома до 50 миллиардов рублей на будущий год. Субсидии автозаводам в следующем году в рамках программы "Автомобильная промышленность" вырастут на 60%, до 80,36 миллиардов рублей. Но, вместе с тем, правительство уже утвердило решение об индексации утилизационного сбора с 1 января 2016 года на 65%.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала