МОСКВА, 27 дек — Прайм, Лана Самарина. Большинство экспертов не ждут от 2014 года ничего особенно хорошего для российской экономики: согласно консенсус-прогнозу, подготовленному агентством "Прайм", по всем основным параметрам следующий год будет похож на провальный уходящий.
Минэкономразвития окрестило 2013-й "годом упущенных возможностей". Аналитики не исключают, что и в 2014 году возможностями воспользоваться не удастся, хотя они есть, и многое будет зависеть от действий властей. Один из экспертов напоминает притчу о двух лягушках, попавших в молоко: одна, не сопротивляясь, пошла на дно, а другая изо всех сил взбивала лапками масло.
В начале 2013 года большинство экспертов были уверены, что он станет годом перелома, и страна сможет "выпрыгнуть" из стагнации. Однако к концу года оптимистов поубавилось. Все чаще звучат мнения, что "лапки" давно склеены, — остается терпеливо ждать, когда "лягушка" достигнет дна и начнет всплывать.
"Инерция, которая сложилась в этом году, — она очень сильная. Структурные ограничения роста, низкое качество инвестиций, демографические проблемы — это фундаментальные факторы. Я думаю, что дно уже близко, но еще не совсем", — сказала "Прайму" главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Вниз — на дно
"Первая волна кризиса, начавшегося в 2008-2009 годах, еще не ушла, поэтому не происходит волнообразного падения, и не стоит ждать быстрого отскока. Неопределенность и риски сохраняются, большинство показателей не внушают оптимизма", — убежден эксперт.
По его прогнозам, в обозримой перспективе динамика ВВП уйдет в минус — до 1-2%. Инфляция вырастет, хотя и не выйдет за пределы 10%. Существенно снизится рост инвестиций в основной капитал — до 5-6% по итогам года, а курс доллара подскочит до 36-37 рублей.
По мнению заведующего лабораторией Института экономической политики имени Гайдара Владимира Назарова, рост экономики в следующем году будет около нуля, а инфляция — в пределах 5-6%.
В свою очередь президент банка "Российская финансовая корпорация" Андрей Нечаев уверен, что в следующем году инвестиционный спрос будет сокращаться, а что касается потребительского спроса, то тут видна четкая тенденция к снижению реальных доходов россиян.
"Плюс ко всему, ЦБ занялся борьбой с кредитованием населения. Он настолько повышает требования к капиталу банков, что желание кредитовать кого-то, кроме "Газпрома", возникать у нормального банка уже не должно", — отмечает Нечаев. Сальдо внешнеторгового баланса сжимается и может стать отрицательным, что создает предпосылки для девальвации и инфляционные риски.
"2014 год будет хуже, чем 2013-й, но лучше, чем 2015-й", — выразил Николаев из ФБК настроения пессимистов.
Барахтанье продолжится
Ряд российских аналитиков ожидают, что барахтанье на грани стагнации продолжится, и в ближайший год российская экономика "не утонет", то есть не уйдет в минус. Так, Орлова из Альфа-банка считает, что ВВП РФ все же будет расти, хотя рост замедлится до 1,3% с 1,4% в 2013 году.
"Надежды на возобновление роста, как и опасения быстрого погружения в рецессию, не оправдались. Экономическая политика на протяжении всего года оставалась противоречивой, разрываясь между амбициозными планами выполнения указов президента и поддержанием макроэкономической стабильности. В результате — ни того, ни другого", — говорит директор института "Центр развития" НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова.
Экс-глава Минфина России Алексей Кудрин полагает, что рост экономики в 2014 году вряд ли превысит 2%, но и это станет достижением на фоне стагнации текущего года. По оценке Кудрина, этот и будущий год станут "самыми плохими" с 2000 года, не считая кризисных. Это обусловлено тем, что старая модель экономики себя изжила, а новая еще не заработала.
Помимо самого факта замедления роста, важна и его структура, отмечают эксперты ВШЭ. Они указывают, что из 1,3% прироста ВВП по итогам первых трех кварталов 2013 года 1 процентный пункт (три четверти всего прироста) обеспечили всего два сектора: "финансовая деятельность" и "операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг".
Рост в этих двух секторах является автономным, то есть не тянет за собой другие сектора, поэтому эти два сектора не могут выступать драйверами экономики. "Более того, подобная автономность вынуждает задаться вопросом о надежности такого роста", — отмечают экономисты. Впрочем, в этом есть и плюс — несмотря ни на что, экономика продолжает демонстрировать медленный, но все же рост.
Аналитики ВШЭ ожидают, что в 2014 году рост потребления продолжит падать в связи с замедлением роста зарплат. При этом инвестиционный спрос, напротив, увеличится (до 2% роста по итогам года) — за счет эффекта низкой базы 2013 года и государственного финансирования инфраструктурных проектов.
Умеренный оптимизм
Однако не все аналитики по итогам уходящего неудачного года находятся в депрессивном настроении. В частности, умеренный оптимизм демонстрирует помощник президента РФ Андрей Белоусов, бывший глава Минэкономразвития, а ныне — один из его главных критиков, упрекающий Минфин и МЭР за то, что они опустили руки.
Белоусов уверен, что российский ВВП в 2014 году может вырасти на 3%, но для этого нужны стимулирующие меры. По его мнению, одним из основных препятствий для улучшения динамики ВВП остаются высокие процентные ставки по кредитам.
С относительным оптимизмом на российскую экономику смотрят и аналитики Merrill Lynch и Citigroup, чьи прогнозы по росту ВВП РФ совпадают с прогнозом Минэкономразвития — 2,5%.
"Следующий год лучше, чем этот, в первую очередь, из-за продолжения роста потребления. Здесь все в порядке: безработица низкая, и зарплаты должны расти. Потребление будет становым хребтом российской экономики какое-то время, в следующем году уж точно", — сказал главный экономист Merrill Lynch по России и СНГ Владимир Осаковский.
Довольно неплохой прогноз дает эта группа аналитиков и по росту инвестиций — до 2% в следующем году против нынешних 0,2%.
"В 2014 году возможно улучшение большинства экономических показателей. Прежде всего, надежды возлагаются на внутренний инвестиционный спрос за счет реализации масштабных госпроектов. В свою очередь, активизация инвестиционного спроса может разогреть динамику промышленного производства", — отмечают эксперты "РИА Рейтинг".
Ходорковский добавил позитива
"У нас возник новый класс предпринимательства, который боится работать в этой стране. Но теперь я думаю, что, наверное, ситуация в следующем году улучшится, потому что один из самых важных факторов повышения доверия бизнеса к государству был связан с освобождением Ходорковского", — сказал научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин.
Скептики, правда, сомневаются, что этот эффект будет быстрым и заметным. Скорее он скажется в долгосрочной перспективе и в основном повлияет на мнение иностранных инвесторов.
"Для наших компаний, которые каждый день на рынке сталкиваются с проблемами, связанными с собственностью, с бюрократическими процедурами, с коррупцией, — я думаю, что серьезно ничего пока в их отношении к деловому климату в России не изменится", — поясняет бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Что касается курса на деофшоризацию экономики, объявленного президентом Владимиром Путиным, то эксперты относятся к нему неоднозначно. С одной стороны, это поможет вернуть капитал в страну, с другой же — может усложнить положение крупных компаний и в результате снизить их капитальные вложения.
В консенсус-прогнозе использованы оценки Goldman Sachs, Credit Suisse, Альфа-банка, HSBC, НИУ ВШЭ, "РИА Рейтинг", ФБК, Merrill Lynch, Citigroup, Всемирного банка и МВФ.