МОСКВА, 28 фев — РИА Новости. Вашингтон не понимает главного принципа евразийской политики — важности взаимосвязи между государствами и проваливает свой "курс на Азию", проигрывая конкуренцию за влияние Пекину и Москве, считает бразильский журналист и публицист Пепе Эскобар.
США прекрасно приготовились к реализации "курса на Азию", однако никто не звал их на роль регионального гегемона, полагает эксперт. Стратегия "запугивания" государств Юго-Восточной, Южной и Восточной Азии, включая амбициозные планы по сдерживанию Китая, с самого начала была обречена на провал. Вашингтону так и не удалось понять, что ключ к пониманию региональной политики лежит во взаимосвязи игроков, поэтому инициатива в Азии переходит к трехстороннему союзу России, Индии и Китая — государствам, делающим ставку на взаимовыгодные инфраструктурные проекты. Процесс создания такого объединения уже запущен — премьер-министр Индии в мае совершит визит в Китай, и, возможно, двум государствам наконец-то удастся найти взаимопонимание по поводу "горьких территориальных споров между ними".
В отличие от Вашингтона, делающего ставку на региональную дезинтеграцию, Россия и Китай запускают объединительные процессы на евразийском пространстве — усиливают влияние Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Азии, углубляют связи внутри БРИКС и, более того, сближаются с государствами, пока не входящими в эти политико-экономические союзы, например с Ираном. Если администрация американского президента Барака Обамы отчаянно пытается решить вопрос по ядерной программе Ирана, то Москва и Пекин уже добрались до Тегерана — две недели назад глава внешней политики Китая Ван И во время визита в Иран заявил о «стратегической важности» ирано-китайского сотрудничества и обозначил его в качестве приоритета внешней политики.
"Рано или поздно Иран станет членом ШОС. Китай уже наладил бурную торговлю с Ираном, не отстает и Россия — Москва продает Тегерану оружие и строит там ядерные реакторы", — отмечает эксперт.
"Разумеется, США, обладающие деловой хваткой, не будут выброшены из Азии. Но их дни в качестве азиатского гегемона, или геополитической мафии, предлагающей свою протекцию, сочтены", — полагает Пепе Эскобар.
Журналист обращает внимание на еще одного потенциально важного игрока в регионе — Германию. 50% государственного ВВП приходятся на импорт, притом лишь 40% от его объема приходятся на страны Евросоюза, поэтому Берлин нуждается во внешних рынках, чтобы поддерживать на плаву собственную экономику и политический вес в Европе. Двойное фиаско европейской политики, в Греции и на Украине, ставит под сомнение лидерство Германии на европейском пространстве в условиях, когда все больше европейских государств склоняются в пользу сотрудничества с Москвой. Турция, так и не дождавшись вступления в Европейский союз, решила игнорировать НАТО и начать расширение сотрудничества с Китаем и Россией, а Греция согласна на расширение газопровода от турецкой границы до южноевропейских государств через свою территорию. Если Германия не сможет поддерживать собственное превосходство в европейской политике за счет подчинения более слабых государств ее экономическим интересам, то единственно возможным выходом из такой ситуации станет создание торговой оси Берлин — Москва — Пекин, считает Пепе Эскобар.