Российские биологи "воскресили" растение возрастом 30 тысяч лет - РИА Новости, 21.02.2012

Российские биологи "воскресили" растение возрастом 30 тысяч лет

© Фото : Yashina et alРастение, выращенное из фрагментов "размороженного" плода возрастом в 30 тысяч лет
Растение, выращенное из фрагментов размороженного плода возрастом в 30 тысяч лет
Российские биологи успешно разморозили семена растения, попавшего в "холодильник" сибирской вечной мерзлоты примерно 30 тысяч лет назад, после чего вырастили несколько кустиков ископаемой флоры.

МОСКВА, 21 фев - РИА Новости. Российские биологи успешно разморозили семена растения, попавшего в "холодильник" сибирской вечной мерзлоты примерно 30 тысяч лет назад, после чего вырастили несколько кустиков ископаемой флоры и опубликовали свои выводы в статье в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ледяное бессмертие

Замороженные останки животных и растений считаются особо интересным и полным источником информации о жизни на Земле в предыдущие тысячелетия. Кусочки растительности, шкуры и туши древних животных позволяют узнать гораздо больше нового по сравнению даже с самыми подробными окаменелостями. Обрывки ДНК в таких останках оставляют шанс на возрождение флоры и фауны ледникового периода.

Группа российских биологов под руководством Давида Гиличинского из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения в Пущино изучала останки растений, погребенных под 38 метрами вечной мерзлоты вблизи берега реки Колыма в Магаданской области.

Данный район хорошо известен своими отложениями замороженных растений, произраставших на территории северо-восточной части Сибири в позднем плейстоцене - примерно 40-25 тысяч лет назад. Большинство из них были найдены в замороженных гнездах грызунов, которые использовали стебли растений для обустройства жилища. Ученые часто находили фрагменты семян, однако ни одно из них так и не удалось успешно восстановить из-за внутренних повреждений.

Растение-"морж"

Гиличинский и его коллеги перебрали множество давно известных и недавно открытых образцов отложений в поисках семян смолевки узколистной (Silene stenophylla Ledeb.). Этот низкорослый многолетний кустарник растет в суровых климатических условиях Якутии и обладает чрезвычайно высокой устойчивостью к заморозке и разморозке.

В одном таком образце из отложений Дуванного яра биологи нашли несколько незрелых семян смолевки, сохранившихся в практически идеальном состоянии. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст находки Гиличинского и его коллег составляет примерно 30 тысяч лет. Ученые вырезали самые жизнеспособные фрагменты из этих семян и поместили их в специальную питательную среду, имитирующую растущее растение.

Через некоторое время частицы семян превратились в полноценные ростки смолевки. Биологи пересадили их в почву и попытались получить нормальные семена, скрестив кустики древней смолевки между собой и с ее современными "родственниками".

Как отмечают ученые, форма и цвет современных и древних растений была абсолютно идентичной, за исключением соцветий. В частности, лепестки современной смолевки были более широкими и "рассеченными" по сравнению с цветками ископаемых растений. Во-вторых, у древнего кустарника были "женские" и "мужские" соцветия, тогда как цветы его современного родственника сочетали в себе пестики и тычинки.

В целом, и в том и в другом случае были получены здоровые семена, развившиеся в полноценные взрослые растения. Таким образом, российские биологи смогли впервые "воскресить" цветковое растение, плоды которого пролежали десятки тысяч лет в условиях вечной мерзлоты.