Выставка Михаила Нестерова открылась в Русском музее в Петербурге

380
В четверг в Петербурге в Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка Михаила Нестерова, приуроченная к 150-летнему юбилею знаменитого русского живописца, рассказала РИА Новости Светлана Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе.

С.-ПЕТЕРБУРГ, 6 апр - РИА Новости. В четверг в Петербурге в Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка Михаила Нестерова, приуроченная к 150-летнему юбилею знаменитого русского живописца, рассказала РИА Новости Светлана Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе.

Открытие выставки к 150-летию Михаила Нестерова в Русском музее

"В экспозиции представлено порядка 200 работ Нестерова. То есть, это самая крупная выставка художника за все время", - отметила Петрова на открытии выставки.

По ее словам, произведения из фондов Русского музея - 30 живописных и 30 графических работ - составили лишь треть от всех картин, выставленных в Корпусе Бенуа. Остальные работы были предоставлены частными коллекционерами, Третьяковской галерей и рядом других музеев.

Куратор выставки Павел Климов обратил особое внимание желающих посетить выставку на эскизы Нестерова к росписям в церквях, которые никогда не выставлялись ранее, а также на работы художника уже советского периода, которые сейчас принадлежат частным владельцам или находятся в коллекциях небольших провинциальных музеев.

"Объем и разнообразие выставки позволит развенчать заблуждение, что Нестеров - это художник, который до революции рисовал монашек, а в советское время переключился на портреты", - сказал Климов.

По словам организаторов, для удобства восприятия выставку было решено скомпоновать не по исключительно хронологическому и не по тематическому принципу, а соединить сразу оба подхода.

"В первом зале мы расположили ранние работы художника, которые были написаны еще в мастерской Перова, у которого Нестеров учился. Но, помимо жанровых и исторических полотен, здесь можно увидеть и произведения, участвовавшие еще в выставке "Мир искусства", где уже видно обращение живописца к "странным людям" - отшельникам, пустынникам", - рассказала РИА Новости Петрова.

Наряду с портретами Коровина и первой жены Нестерова, в первом зале представлены "Пустынник" и "Видение отроку Варфоломею", принесшие художнику первую славу и первые деньги, позволившие отправиться в Италию.

В следующем зале расположены малоизвестные эскизы Нестерова к росписям храма в Абустамане в Грузии, а также макеты мозаик для Спаса-на-крови.

Женским образам, созданным Нестеровым, на выставке посвящен отдельный зал. "Художника интересовала тема женской судьбы, но встречи и расставания не показываются у художника "в лоб", они представлены, скажем, в состоянии влюбленности, отчуждения, расхождения и так далее", - рассказала Петрова.

В этом разделе выставки представлены такие работы, как "На горах", "За Волгой", "Великий постриг", а также портреты дочери художника, в том числе одна из самых известных работ художника - "Амазонка".

Открытие выставки к 150-летию Михаила Нестерова в Русском музее

Четвертый зал связан с тремя знаменитыми философско-религиозными работами художника: "Святая Русь", "Путь ко Христу", "Душа народа". На выставке не представлено только последнее из этих произведений Нестерова, оставшееся в Третьяковской галерее.

"В советское время Нестеров уже не мог официально писать картины на религиозные темы, он делал это для себя и для частных коллекционеров. Поэтому последний этап его творчества связан с портретами. Но он не писал на заказ, как правило. Его моделями становились люди, которых он знал лично и уважал", - отметила Петрова.

В пятом зале представлены портреты Павла Флоренского, Сергея Булгакова, Ивана Ильина, архиепископа Антония и других.

В самом конце выставки расположено последнее полотно Нестерова, которое художник закончил за несколько месяцев до смерти - "Осень в деревне".

Кроме многих архивных материалов, на выставке представлены также русские народные костюмы. "Дело в том, что Нестеров не придумывал своих персонажей полностью. Он видел их в натуре, и свидетельство тому как раз костюмы различных сословий, которые хранятся в наших фондах и которые мы расположили рядом с соответствующими произведениями", - пояснила Петрова.

На открытии выставки присутствовала Мария Титова, внучка живописца. Она отметила, что проведение юбилейной выставки в Петербурге обосновано, потому что, хотя сам Нестеров провел в северной столице относительно немного времени, здесь находились многие его друзья по переписке, с которыми он всегда поддерживал связь.

Директор Башкирского государственного художественного музея имени Нестерова Исмагилов Файзрахман, также приехавший на открытие выставки, отметил, что в Башкирии пройдут празднования юбилея художника, а на его родине, в Уфе, будет в этом году установлен памятник.

Культура

Обсуждение

    • Все
    • США

    Новости

    • Свежее
    • Популярное
    • Обсуждаемое
    Партнеры