Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
slide

Дрезденский Альбертинум расширили в четыре раза, сохранив облик здания

Weekend: 29-31 октября (153)
/
В Дрездене открылся после реконструкции Альбертинум (Albertinum) - то самое собрание скульптур, которое вдохновило Ивана Цветаева на создание Музея изящных искусств, ныне известного как ГМИИ им. Пушкина.

МОСКВА, 26 окт - РИА Новости, Светлана Янкина. В Дрездене открылся после реконструкции Альбертинум (Albertinum) - то самое собрание скульптур, которое вдохновило Ивана Цветаева на создание Музея изящных искусств, ныне известного как ГМИИ им. Пушкина. Каким образом музейщикам и архитекторам удалось совместить несовместимое - расширить музейную экспозицию и построить новое фондохранилище, сохранив при этом исторический архитектурный облик самого здания, выяснил корреспондент РИА Новости.

Ковчег для искусства

Проект реконструкции Дрезденского Альбертинума

Альбертинум - одно из немногих в Дрездене зданий, уцелевших после бомбардировок союзников в 1945 году, поэтому и местные жители, и власти города, который после войны пришлось отстраивать заново, относятся к нему очень трепетно.

На своем веку музей пережил две глобальные реконструкции: первая случилась в 1884-1887 годах, когда комплекс королевского Арсенала XVI века был переделан под скульптурное собрание, а вторая началась после наводнения 2002 года, когда разлившаяся Эльба затопила фондохранилище, и завершилась летом 2010 года.

Как объяснил директор Художественных собраний Дрездена Мартин Рот, после стихийного бедствия стало ясно, что фондохранилище необходимо сделать абсолютно безопасным, не подвластным природным катаклизмам. Однако средств на это не было, и тут на помощь пришли немецкие художники, в том числе и уроженцы Саксонии Георг Базелиц и Герхард Рихтер, чьи работы на арт-рынке ценятся очень высоко. Благотворительный аукцион, на который более 40 художников передали свои произведения, выручил 3,4 миллиона евро. Сейчас эти работы экспонируются в обновленном Альбертинуме на выставке "Обетованная земля", открывшейся в честь завершения реконструкции в знак благодарности музейного руководства.

По словам Рота, аукцион дал импульс к большой работе - сначала требовалось провести архитектурный конкурс, затем - реконструкцию. Помогали и коллеги-музейщики, принимавшие у себя выездные выставки, и бизнес, и, главное, правительство: в общей сложности реновация Альбертинума обошлась более чем в 50 миллионов евро.

Дрезденский Альбертинум. Галерея Новых мастеров

Проект реконструкции музея разработал берлинский архитектор Фолькер Штааб (Volker Staab), глава Staab architekten, предложивший в целях безопасности перенести фондохранилище и мастерские подальше от земли, в новую надстройку над историческим зданием. Его идея в 2004 году была объявлена лучшей по итогам международного конкурса, в котором приняли участие более 90 архитекторов, в том числе и знаменитый Норман Фостер.

Сам Штааб утверждает, что источником вдохновения для него послужил библейский Ноев ковчег, только спасать требовалось старинные шедевры, а не зверушек. Свой проект он так и называет - Ark for Art, "Ковчег для искусства".

Что нам стоит дом надстроить

По плану Штааба, двухэтажная конструкция накрыла внутренний двор Альбертинума подобно колпаку. Раньше это пространство выглядело как обычный двор-колодец с обращенными в него окнами, а теперь это огромная светлая общественная зона с кафе, музейным магазином и входами в выставочные залы. Планируется, что со временем здесь будут устраиваться концерты и балетные спектакли.

Из атриума основание надстройки выглядит просто как потолок из белого матового стекла, пропускающего дневной свет, а снаружи новодел и вовсе не заметен: его закрывают мансарды, которые были в Альбертинуме и до реконструкции.

Дрезденский Альбертинум. Собрание скульптур.

По словам Штааба, главная задача, которую он решал при проектировании - не затрагивая историческое здание, надежно "подвесить" над ним надстройку таким образом, чтобы они воспринимались как единое целое. В итоге фондохранилище возводилось по тому же принципу, по которому строятся мосты: одной опорой стала шахта лифта, а другой - пара колонн позади фасада Альбертинума.

В результате конструкция весом в 2,7 тонны, длиной в 72 метра, шириной в 24 метра и высотой в 7 метров словно парит над музеем, не нарушая его исторический облик ни внешне, ни конструктивно.

На втором этаже новой постройки разместились реставрационные мастерские, а на первом - современные просторные фондохранилища для произведений искусства из Художественных собраний Дрездена. Они оборудованы совершенной системой безопасности, в том числе и противопожарной. Если датчики уловят дым, то воздух в помещении тотчас же станет разреженным, как в горах, и огонь попросту не сможет разгореться. Несомненно, здесь есть чему позавидовать российским коллегам-музейщикам: предметы искусства находятся каждый на своем месте, а не впритык друг к другу, как часто бывает из-за недостатка площадей для хранения, едва ли не главной беды наших музеев. У нас, пожалуй, только Эрмитаж может похвастаться новым реставрационно-депозитарным центром "Старая деревня", остальные музеи пока дожидаются своей очереди на расширение, в том числе крупнейшие - ГМИИ им. Пушкина, Государственный исторический музей, Политехнический музей и Музеи Московского Кремля, для которых уже было начали строить депозитарий на Боровицком холме, да отложили до пересмотра его архитектурной концепции.

Дрезденский Альбертинум

Услышав о том, что общественность у нас протестует не только против внешнего облика депозитария, но и против выбора места для его строительства, директор художественных собраний Дрездена сказал, что общественности надо понимать: музеи подобны человеческому организму, где все взаимосвязано.

"Не может же быть такого, чтобы голова у человека была в одном месте, сердце в другом, а ноги в третьем. Все должно быть вместе. Так же и с музеем: экспозиционные залы и фондохранилища с реставрационными мастерскими не могут быть разведены друг от друга на большое расстояние", - уверен собеседник агентства.

По словам Рота, Альбертинуму тоже предлагали построить новое фондохранилище подальше от реки, но в итоге проблему удалось решить иным способом.

Восставший из Эльбы

Настрой посетителям Альбертинума задается прямо у касс, неподалеку от которых находятся две огромные статуи: барочный "Хронос" конца XVII века из парка замка Зеерхаузен и "Египтянин" Ульриха Рукрима (2009). По замыслу руководства музея, они обозначают логику построения экспозиции, где классическое искусство соседствует с произведениями XX и XXI веков.

Дрезденский Альбертинум

Купив за 8 евро билет, все попадают в тот самый новый атриум со множеством входов в экспозиционные залы. Сориентироваться в обстановке помогают огромные неоновые надписи на стенах, обозначающие, где находится, скажем, Галерея Новых мастеров, а где - Зал скульптуры. Последний, впрочем, миновать сложно - он расположен прямо у входа, и через открытые двери можно разглядеть одну из копий "Мыслителя" Огюста Родена, которого в Дрездене оценили с самого начала, или "14-летнюю танцовщицу" Эдгара Дега.

Эти работы дополнены произведениями немецких скульпторов - в частности, "Преклонившей колено" (1911) Вильгельма Лембрука, "Сфинксом" (1970) Норберта Тадеуша и другими.

Как объясняет директор Коллекции скульптуры Мориц Вольк, такой микс устроен намеренно, чтобы немецкое искусство показать в контексте мирового, к тому же самого высокого уровня. Некоторые вещи экспонируются в так называемых открытых хранилищах, где пышные барочные бюсты запросто соседствуют с минимализмом конца ХХ века.

После реконструкции экспозиционные площади увеличились почти в четыре раза, что позволило показать немецкое изобразительное искусство, преимущественно дрезденского происхождения, в более полном объеме, чем раньше.

Атриум музея Альбертинум в Дрездене

Экспозиция Галереи Новых мастеров начинается с полотен романтика Каспара Давида Фридриха, далее следует ряд художников XIX века вроде портретиста Фердинанда фон Райски, оцененного только после смерти, потом настает черед немецкого импрессиониста Макса Либермана, который соседствует с французами - например, Клодом Моне и Эдгаром Дега.

Следующие залы отведены экспрессионистам, и в том числе - художникам группы "Мост". Здесь можно увидеть, например, произведения Эрнста Людвига Кирхнера, Отто Дикса, Пауля Клее, дальше идет послевоенное искусство художников из ГДР, а замыкают экспозицию персональные залы Георга Базелица и Герхарда Рихтера.

За три месяца работы обновленный Альбертинум и его коллекции уже успели увидеть 75 тысяч человек, и можно не сомневаться, что поток посетителей будет только увеличиваться.

На это работает и появившийся после реконструкции второй вход, который располагается со стороны главной дрезденской достопримечательности - Фрауэнкирхе. А пройдя атриум насквозь, можно выйти на знаменитую Террасу Брюля, на берег той самой Эльбы, воды которой, чуть было не уничтожив, на самом деле воскресили Альбертинум.

Культура

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.