МОСКВА, 2 сен - РИА Новости, Мария Ганиянц. Инсталляция Ильи Кабакова "Красный вагон", которую представят в ЦСИ "Гараж" в рамках проекта "Илья и Эмилия Кабаковы Московская ретроспектива. Альтернативная история искусств и другие проекты", может остаться в Москве после окончания выставки, сообщила в интервью РИА Новости супруга и соавтор художника - Эмилия Кабакова.
В середине сентября впервые в Москве будет показана масштабная ретроспектива Кабакова. 15 сентября откроется специально созданная для музея изобразительных искусств имени Пушкина инсталляция "Ворота", в которую вошли арт-объекты, живопись и рисунки. На следующий день стартует масштабная экспозиция в Центре современной культуры "Гараж": в нее вошли объект "Красный вагон", сделанный для Dusseldorf Kunsthalle show, и инсталляция "Альтернативная история искусств". 17 сентября в ЦСИ "Винзавод" будут представлены знаменитые "Жизнь Мух", "Игра в теннис" и "Туалет".
"В основном все, что привезено для ретроспективы в России принадлежит нам. По окончании выставки, 19 октября, большинство инсталляций уйдет на склад. Единственная вещь, построенная здесь, - "Красный вагон", поэтому мы не обязаны ее вывезти из страны", - рассказала она.
Кабакова призналась, что хотела бы оставить "Вагон" в России, - "было бы здорово, если кто-нибудь купил инсталляцию в музейную коллекцию и показал ее по стране".
Собеседница агентства добавила, что "Красный вагон" ей дорог еще и потому, что является "идеальным примером тотальной инсталляции, когда у человека работают все его внутренние установки". Она отметила, что хорошая инсталляция провоцирует человека "пользоваться теми ресурсами, которые у него есть внутри".
"Красный вагон" - вторая инсталляция, представленная в "Гараже". По словам Кабаковых, этот вагон-утопия - метафора СССР.
"Когда заходишь внутрь вагона и садишься на лавочку, то переносишься в темное пустое пространство, в глубине которого по стенам расположены картины с образами из утопического советского будущего, звучит музыка 30-60-х годов, образы по стенам вагона подсвечены приглушенным направленным светом снизу", - пояснила Кабакова.
МУЗЕЙ НА ЧАС
Основной инсталляцией, которую покажут в "Гараже", по словам собеседницы агентства, станет "Альтернативная история искусств" - фиктивный музей для художников, сделанный в 90-х годах.
В инсталляции принимают участие три фиктивных художника, три персонажа, придуманных Ильей Кабаковым: ученик Малевича - Шарль Розенталь (из его картин льется таинственный свет, и в конце жизни они становятся просто белыми полотнами), его последователь, никогда не видевший своего учителя - Кабаков, и молодой "постперестроечный" украинский художник Игорь Спивак.
Для того чтобы разместить все картины "Альтернативной истории искусств", в "Гараже" было построено 23 настоящих музейных зала, с качественной и тщательно выверенной подсветкой. Эти залы, также как и картины, разберут сразу по окончании выставки.
По словам Кабаковой, один из фиктивных персонажей - художник Розенталь, "является создателем первой в мире инсталляции".
Инсталляция располагается в Красном зале и представляет собой две картины, висящие напротив друг друга - "Восток" (на ней изображены три таинственных охотника, которые скачут на конях) и "Запад" (изображены торги аукциона "Сотбис").
Между картинами располагаются деревянные столы с различными цитатами и кнопками, на которые могут нажать зрители. Напротив "Востока" (это полотно, по словам художника, хочет приобрести арабский шейх) помещены высказывания мистического тока, а напротив "Запада" - реальные мысли людей, сидящих на аукционе.
"Если нажать кнопку за картиной, написанной на тонком холсте и пропитанной заячьим клеем, вспыхивает свет", - добавила Кабакова.
В ЦСИ "Винзавод" покажут знаменитые инсталляции 90-х - "Жизнь мух" и "Туалет", сделанный для выставки "Документы" 1992 года в Касселе. Также на "Винзаводе", в галерее М&Ю Гельмана, будет показана "Игра в теннис" - своеобразный философский диалог Кабакова с известным мыслителем Борисом Гройсом о смысле жизни.
УТОПИЯ
Большинство вещей были созданы Кабаковым в 90-х, и лишь "Ворота" он сделал специально для выставки в музее имени Пушкина.
"Этот проект - то, к чему он шел всю свою жизнь, его мечта выйти в другое пространство, в другое измерение. Проект состоит из нескольких картин, выполненных в стиле сезанновской живописи и пастелей, а в центре инсталляции располагаются настоящие, очень красивые ворота. Но они полуприкрыты, и войти в них нельзя. А значит нельзя попасть и в другой мир, куда они ведут", - рассказала соавтор художника.
В последнее время, по ее словам, Кабаков много работает с идеей утопии: "Когда теряешь свою страну - а мы уже два десятилетия как осели за границей, - то как бы висишь в воздухе. Человек, оторванный от корней, далек от реальности и обитает в мире утопии".
Она отметила, что московскую ретроспективу Кабакова не стоит расценивать как триумфальное возвращение на родину.
"Это не возвращение, это мифология, переведенная в реальность. Кабаков - очень сильно мифологизирован, и как к мифологической фигуре к нему есть определенное отношение в России. А мы хотим посмотреть, какое отношение к нему будет, как к реальному человеку, который что-то делает", - рассказала она.
При этом Кабаков позиционирует себя как интернациональный художник. "Кабакова в США называют американским художником русского происхождения. Мы стремились к тому, чтобы быть интернациональными, так как хорошее искусство должно принадлежать всему миру. Это поднимает уровень работ и уровень искусства страны художника", - пояснила соавтор художника.
АЛЛО, "ГАРАЖ"!
Кабакова также отметила, что для них очень важным является тот момент, что предложение сделать выставку-ретроспективу поступило от министерства культуры и ГМИИ имени Пушкина.
"Мы не хотели частных организаторов, поэтому не приезжали эти годы, хотя предложения устроить выставки были. Нам важно было, чтобы приглашение исходило от государства и музея", - отметила Кабакова.
По словам собеседницы агентства, с тех самых пор, как Кабаков задумал сделать ретроспективу, он хотел ее сделать в Мельниковском гараже.
"Мы в это здание попали два года назад и пришли в восторг от феноменального пространства Мельникова. Сразу родилась идея построить мост между тем временем и современностью. Но само здание было в жутком состоянии: ни полов, ни крыши, ничего. Однако, мы договорились с Еврейской общиной, которая взяла "Гараж" у города в аренду на 49 лет, что сделаем в нем выставку. Они пообещали все отремонтировать, да и у нашего проекта были спонсоры - "Газпром" и Михаил Прохоров", - рассказала Кабакова.
Когда "Гараж" перешел Даше Жуковой, художники сначала расстроились, но потом договорились с новым арендатором, что им дадут возможность провести выставку.
"Даша прилетела к нам, мы показали проект, и она согласилась сдвинуть свои планы по организации Центра современной культуры. К тому же ситуация сложилась так, что наши спонсоры потихоньку все выбыли, например, с Прохоровым мы не сошлись характерами. Поэтому вместо Прохорова появился Абрамович", - пояснила Кабакова.
По словам пресс-аташе "Гаража" Алины Сапрыкиной, "Центр современной культуры - огромное выставочное пространство мирового уровня, и логично, что первая выставка, проводимая здесь, - это выставка величайшего современного российского художника".
Она также отметила, что Дарья Жукова "с огромным уважением относится к творчеству Кабакова и считает большой честью открыть "Гараж" его масштабной ретроспективой".
"Задуманная Кабаковым выставка требовала большого, полностью свободного пространства, и Дарья Жукова пошла навстречу художнику, отложив на время внутреннее обустройство "Гаража" и предоставив его в полное распоряжение Кабакова", - пояснила Сапрыкина.
Генеральным партнером выставочного проекта выступил фонд Жуковой IRIS Foundation. Стоимость этого масштабного проекта - порядка 3 миллионов долларов. Примерно 250 тысяч долларов дало министерство культуры РФ, 300 тысяч - компания "АртМедиа Групп", а все остальное - это средства фонда Жуковой.
Планируется, что в будущем пространство "Гаража" будет включать в себя выставочные зоны, библиотеку, книжный магазин, кинозал, лекторий, кафе.