Микаэла Таривердиева знает каждый: если не его, то его музыку. В 2006 году, 15 августа, композитору исполнилось бы 75 лет. Самые известные российские фильмы, которые сейчас считаются классикой, сопровождает музыка Таривердиева: "Семнадцать мгновений весны", "Летят журавли", "Баллада о солдате", "Ирония судьбы, или С легким паром!"... Всего 132 фильма, 4 балета, 4 оперы, более 100 романсов, инструментальные циклы - полное собрание сочинений композитора обширно и до конца ещё не издано.
Дни рождения Таривердиев не любил, вспоминает его жена. "Самым удачным считал день своего пятидесятилетия: они с Родионом Щедриным в Сухуми ушли в море на серферах, в километре от берега сложили паруса и, качаясь на волнах, распили по сувенирной бутылочке коньяка".
"Я просто живу" - так назвал Таривердиев свою автобиографию. Музыка была отражением его жизни, его видения себя и мира. Многих удивляло странное "соседство" музыки к фильмам, опер, балетов и произведений для органа.
Успех к Микаэлу Таривердиеву пришел быстро: уже на третьем курсе были изданы его первые романсы, на четвертом была первая работа в кино, а на пятом курсе он уже делал свою первую картину на профессиональной студии имени Горького.
Одним из поворотных, переломных моментов его творчества стала картина "Семнадцать мгновений весны", после выхода которой развернулась настоящая детективная история, не уступающая по динамике фильму. Именно после него Таривердиев "перестал любить зал, публику", как он напишет позже в воспоминаниях.
Картина имела бешеный успех, музыка принесла композитору небывалую известность. На фестивале "Песня-72" две песни из фильма получили первые премии. Большим ударом для Таривердиева стало обвинение в краже музыкальной темы. "Вдруг мне говорят на радио: "Нам звонили из французского посольства, французы протестуют против этого фильма, потому что музыка "Семнадцати мгновений весны" содрана с фильма "История любви" у композитора Франсиса Лея". Вдруг звонок из музыкального отдела студии Горького. Туда тоже звонили то ли из французского посольства, то ли из Франции. Поначалу это было смешно, и я смеялся. Вдруг раздался звонок из Союза композиторов: "Приезжайте, пожалуйста". Я приезжаю. На столе секретарши Хренникова лежит телеграмма, в которой написано буквально следующее: "Поздравляю с успехом моей музыки в вашем фильме. Франсис Лей"".
Конечно, общественность не оставила этот факт без внимания - сначала разговоры, потом музыку просто начали вырезать из программ... На концертах была традиция, задавать вопросы из зала, присылая записочки артисту. Таривердиеву все чаще стали задавать абсурдные, но от этого не менее обидные вопросы: "Правда ли, что Советское правительство заплатило сто тысяч долларов штрафа за то, что вы украли музыку?"
Дальше - больше, и радость от всеобщего признания сменилась насмешками и фактически травлей. В конце концов, обратившись во французское посольство, после разговора с советником по культуре, у композитора зародились сомнения: там утверждали, что никаких подозрений в авторстве музыки у них не было. Оставался один выход - найти Франсиса Лея.
"Меня преследуют корреспонденты американских, французских, немецких газет. Меня травят в Союзе композиторов, меня убивают на телевидении и радио", - говорил композитор своей сестре Мире.
Эта практически детективная история завершилась просто: Отар Тенеишвили, представитель "Совэкспортфильма" в Париже был знаком с Леем. Оказалось, что никакой телеграммы он не писал и не имел никаких претензий к Таривердиеву... Это была очевидная провокация. Сам Микаэл Леонович в своих воспоминаниях написал, что "клеветником" или "шутником" мог оказаться кто-то из Союза композиторов. "Говорят, что это сделал Никита Богословский. Вообще, похоже", - написал он в своей книге.
...Интересно, что Микаэл Таривердиев и его жена, Вера Гориславовна были в числе немногих, кто согласился участвовать в концерте для ликвидаторов в Чернобыле в 1986 году - многие, кому предлагали участие, испугались.
Впечатление, которое вынес композитор из этой поездки, было оглушительным. Побывав там, он стал частью той Зоны. Как будто подвергся какому-то облучению: "Не тому, через которое прошли сотни тысяч людей, ежедневно ходивших на смены в Зоне, а какому-то еще". В его жизни появилась новая точка отсчета.
...Публикация мемуаров была прервана смертью композитора. На отдыхе в Сочи, он собирался написать очередную главу, но по приезде не смог найти диктофон, хитроумно упакованный в ботинок, да так и пролежавший в чемодане. "До тех пор, пока не стало ясно, что он больше не понадобится владельцу"..., писал журнал "Огонек" в 1996 году, в год смерти композитора.
Наверное, уникальность таланта Таривердиева в том, что он "сохранил себя", никогда не занимаясь продвижением своего творчества, не пытаясь заработать себе славу. Музыка приходила к нему как откровение.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников