В 1979 году на экраны вышел мексиканский телесериал "Богатые тоже плачут" с Вероникой Кастро в роли бедной-несчастной Марианны. В СССР этот 244-серийный латиноамериканский телефильм был показан в ноябре 1991-го. Год августовского путча, развала Союза, крушения системы и многих жизней. Казалось бы, в такой ситуации нет времени следить за перипетиями мыльной оперы десятилетней давности, однако для многих жителей нашей страны, оказавшихся на распутье, страдания кудрявой мексиканки стали спасением и отдушиной: легче думать не о том, что в магазинах нет еды, а о том, когда же наконец поженятся Марианна и Луис Альберто. Вот уже больше двадцати лет минуло с показа первой серии "Богатых", и никто не вспомнит, что сегодня Веронике Кастро исполняется 60 лет. Решив поностальгировать, РИА Новости выяснили, чем в последнее время заняты латиноамериканские дивы, которые в лихие 90-е нам "строить и жить помогали".
"Изаура" Луселия Сантуш
Первым латиноамериканским телесериалом в СССР была незабвенная "Рабыня Изаура" (Escrava Isaura). 30-серийный (в прокате) фильм, снятый в 1976 году, был показан по центральному телевидению в 1988 году. Успех ленты был феноменальным. Напев "азизунгарунгэ" вечерами созывал к телевизору целые семьи, подобное наблюдалось лишь раз - в 1973 году во время показа "Семнадцати мгновений весны". Девочек начали называть красивым заграничным именем Изаура. А в русский язык прочно вошло слово "фазенда", которым с гордостью стали именовать дачные участки в 6 соток.
В основе сериала, к слову популярного не только в России и у себя на родине, но и считающегося самой успешной бразильской мыльной оперой за рубежом, роман Бернарду Гимарайша. Книга, впервые опубликованная в 1875 году, стала революционной для своего времени. Бразильская "Хижина дяди Тома" - так называли ее позже. Страна отменила рабство лишь в 1888 году, последней в Южной Америке, а отношение к чернокожим рабам и полукровкам еще долго было, скажем так, своеобразным. Потому описанная в романе история любви белого мужчины к рабыне с примесью негритянской крови в то время воспринималась как скандал. Главную роль в фильме сыграла 19-летняя дебютантка Луселия Сантуш (Lucélia Santos).
С 14 лет Сантуш играла в театре, в 23 позировала для журнала Playboy, не желая ассоциироваться с образом "наивной простушки", но и после "Изауры" не оставила кино и театр. Большим поклонником творчества актрисы является кубинский лидер Фидель Кастро. В 1985 году она получила китайскую премию "Золотой орел", впервые после Культурной Революции эта награда была вручена иностранной актрисе (в Китае "Рабыня Изаура" шла с неменьшим успехом, чем в России). В 1992 году вместе с Вернером Херцогом в качестве режиссера Луселия Сантуш работала как продюсер над спектаклем Floresta Amazonica – шекспировский "Сон в летнюю ночь", действие которого перенесено в бразильские тропические леса. Актриса также сыграла в спектакле роль лесного духа Пака.
В последние годы Луселия Сантуш ведет не менее насыщенную профессиональную жизнь. В 2001-м она выступила как режиссер и продюсер документальной ленты о Восточном Тиморе, в 2007-м снялась в бразильской версии "Отчаянных домохозяек", а в 2011-м сыграла в спектакле "Кто-то только что умер снаружи", поставленном ее сыном Педро Нешлингом. Луселия Сантуш разведена, ее бывший муж – известный дирижер и композитор Джон Нешлинг, более 10 лет руководивший Симфоническим оркестром Сан-Паулу, известный также как автор музыки к ленте Эктора Бабенко "Поцелуй женщины-паука".
"Марианна", она же "Роза" Вероника Кастро
18 ноября 1991 года тогда еще советское центральное телевидение (союз перестал существовать 26 декабря после подписания декларации) для пробы показало несколько серий мексиканского сериала "Богатые тоже плачут" (Los ricos tambien lloran), снятого еще в 1979 году. Первое время руководство "Останкино" не было уверено в успехе, но "мешки писем от зрителей" убедили в обратном. История бедной и необразованной, но доброй и гордой Марианны Вильяреаль вдруг оказалась в числе главных интересов жителей страны, разваливающейся на глазах. 224 серии подарили нам собственно поговорку "Богатые тоже плачут", моду на женское имя Вероника, прическу "под дикарку" и "всесоюзную любовь" к исполнительнице главной роли Веронике Кастро. Чуть позже поклонников актрисы радовал сериал "Дикая Роза", где она вновь сыграла бедную и необразованную, но добрую красавицу, а возлюбленного героини здесь сыграл Гильермо Капетильо, в предыдущей мыльной опере представший в роли ее сына.
Осенью 1992 года Вероника Кастро впервые приехала в Россию. Встречали ее как национальную героиню: письмами, подарками, полными залами и аплодисментами. В 2010-м году производимый эффект был уже меньше (Кастро тогда приняла участие в программе "Минута славы" на Первом канале), тем более, что узнать в этой блондинке когда-то кудрявую звезду 90-х было сложно.
Вероника Кастро начала карьеру в качестве модели еще в 1970-х, затем играла в сериалах, выступала на эстраде (и записала более 20 альбомов), в конце 1980-х стала телеведущей, в том числе с 2003 по 2005-й вела мексиканский вариант шоу "Большой Брат VIP".
Как бы наивно и даже нелепо сейчас не выглядели сюжеты этих двух мыльных опер, для мексиканского телевидения это был переворот, и на родине актрису именуют исключительно Дивой - "Diva de Mexico". Кстати за работу над "Большим Братом" в 2005-м актриса получила премию Emmy первой из мексиканских звезд, а несколько лет назад Кастро заявила о завершении карьеры и "ушла на покой". Вероника Кастро не замужем, у нее два взрослых сына: Кристиан, певец и композитор, и Мишель.
"Мария" Вероника Руффо
9 марта 1993 года российским поклонницам "мексиканского мыла" сделали очередной подарок, в этот день начался показ сериала "Просто Мария". За народную любовь очередной мексиканской "золушке" пришлось уже бороться и с соотечественницами из других сериалов, и с семейством Кэпвелл (с 1992 по 2002 год). Москва, как известно, слезам не верит, Мехико тоже. Возможно именно этим и "зацепила" наших сограждан история Марии Лопес. К тому же теленовелла была снята в 1989-м, а потому с пиком популярности сериала совпали мода на начесанные челки, пиджаки с широкими плечами и "портняжное искусство". В тяжелые времена каждая вторая россиянка была сама себе портнихой, а некоторые втайне надеялись, что все будет, как в кино: "Прошли годы… Мария Лопес стала известным модельером".
Виктория Руффо начала сниматься в кино в возрасте 17 лет, дебютировав в 1979 году в ленте "Дискотека - это любовь". Но роль Марии Лопес стала, пожалуй, самой успешной в карьере (возможно именно благодаря трансляции на постсоветском пространстве). Как и ее коллега и соотечественница Вероника Кастро в середине 90-х она посетила российскую столицу. Самым примечательным в визите стал тот факт, что "Просто Мария" успела сняться в рекламном ролике "МММ". "Хороший он парень, подумала Мария", глядя на Леню Голубкова. Знала ли Виктория Руффо, чем закончится эта история?..
В гражданском браке с актером Эдуардо Дербесом у Виктории Руффо родился сын, а в 2001 году она вышла замуж за мексиканского политика Омара Фаяда, от этого брака в 2004 году у нее родились близнецы. После замужества актриса добавила к списку занятий и общественную деятельность, участвовала в государственной программе по поддержке семьи. Фаяд какое-то время был мэром города Пачука-де-Сото, а Руффо соответственно его первой леди. А в 2012-м супруг актрисы был выдвинут в Сенат Мексики.
"Тропиканка" и прочие бразильянки
В середине 90-х на смену мексиканскому "мылу" пришло бразильское. Друг за другом на центральных телеканалах начали выходить теленовеллы, произведенные каналом Globo – крупнейшей бразильской телекоммуникационной компанией. В 1995 году Первый канал (тогда еще ОРТ) начал показ сериала "Тропиканка". Так мы узнали, что не все жители Рио-де-Жанейро ходят в белых брюках, как считал Остап Бендер, что в Бразилии не так много диких обезьян, как рассказывала тетушка Чарли, и в душах простых неискушенных россиян проснулась старая тоска по жарким тропикам Латинской Америки.
Но, несмотря на то, что качество бразильских сериалов было на порядок выше, о "перевороте", совершенном ими в обществе, речи не идет. Может быть, слишком много их было? "Тропиканка" и ее секреты, "Новая жертва", "Вавилонская башня", "Во имя любви" и "Клон"… Но имена героев и актеров сейчас назовет только настоящий фанат. Впрочем, некоторых героинь (т.е. игравших их актрис) в лицо помнят многие. Например, Глорию Пирес - близнецы Рут и Ракел в "Секрете тропиканки" - и Джованну Антонелли – Жади из сериала "Клон".
Обе появились на телевидении еще в детстве. Глория Пирес снялась в своей первой мыльной опере в 1968 году, когда ей было всего пять лет. Джованна Антонелли сначала участвовала в детских передачах, а первым сериалом для нее стала как раз "Тропиканка". Обе и сейчас – звезды бразильского ТВ. Пирес в течение нескольких последних лет посвящала больше времени кино и вернулась на телевидение в 2011 году, в октябре планируется выход нового сериала с ее участием. Антонелли тоже блистает на только на бразильском ТВ, но и в кино и театре, например, играла Марию Магдалину в бразильской версии мюзикла "Иисус Христос – суперзвезда".
Глория Пирес дважды была замужем, она мать четверых детей, а ее дочь от первого брака – Клео – тоже актриса. Джованна Антонелли тоже замужем во второй раз, ее первый брак с американским бизнесменом Робертом Локасио продлился всего 4 месяца. Второй брак с режиссером Леонардо Ногейра оказался более удачным, и в октябре 2010-го у Джованны родились девочки-близнецы.
"Дикий ангел" Наталия Орейро
Конец 90-х ознаменовался появлением новой "страсти", на этот раз аргентинской. Уругвайка Наталия Орейро в 12 лет начала сниматься в рекламе, в 14 дебютировала на телевидении, а в 16 отправилась покорять Буэнос-Айрес, на гражданство же подала совсем недавно – в 2010 году. Звездным часом для актрисы (и певицы, если кто не знает) стал сериал "Дикий ангел" (оригинальное название "Muneca brava", правда, переводится как "Взбалмошная кукла"), съемки которого начались в 1998 году, а на российском телевидении его показали в 1999-м.
Что принесла в жизнь россиянок ее "Милагрес/Чолито": любовь ко всему аргентинскому, включая танго и травяной чай матэ (в отсутствие специальных аксессуаров для приготовления, можно просто заварить пакетик в кружке), недолгую моду на ярко-красные волосы и треугольную челку и неискоренимый из памяти мотив хита "Камьбьё Долор" (на самом деле оно, конечно, пишется так - Cambio Dolor).
Сюжет, в целом похожий на все предыдущие мыльные оперы, вновь представляет собой вариацию на тему сказки о Золушке со сложными родственными связями и не менее сложным характером. Успех сериала в России поспособствовал тому, что в 2001 Наталия Орейро, как певица, проехала с туром по нашим городам и весям, а в 2006-м снялась в российском сериале "В ритме танго". Сейчас в российской прессе интерес к артистке угас, тем более, что какое-то время ей хватало других забот – в январе этого года у нее родился сын (с 2002 года Орейро замужем за аргентинским рокером Рикардо Мольо). Одной из последних работ актрисы в кино стал фильм "Подпольное детство" (2011), который был показан на фестивалях в Торонто и Сан-Себастьяне, а также представлял Аргентину в оскаровском лонг-листе.
Подготовила Наталья Попова